Все, что нужно знать о Михаиле Жуке

Украинский модерн

В главном здании Национального музея имени Андрея Шептицкого во Львове 23 августа 2023 года открылась выставка «Михаил Жук — вестник Возрождения», организованная Музеем современного искусства Одессы в партнерстве с Национальным художественным музеем Украины при поддержке УКФ.

Так почему именно «вестник Возрождения»? Михаил Жук был талантливым и разноплановым человеком и успел реализовать себя в различных направлениях, таких как изобразительное искусство, литература и керамика. Рассказываем об особенностях творчества выдающегося художника начала XX века.

Автопортрет 1902 года

Автопортрет, 1902 год, Краков. Картон, растительное масло, 45х45
Фонд МСМО

Михаил Жук получал образование в Краковской академии искусств с 1900 по 1904 год. Его учителями были Станислав Выспянский и Юзеф Мегоффер, ставшие вдохновителями творческой работы художника в разных сферах искусства, ведь оба были не только художниками, но и литераторами, дизайнерами и декораторами.

Также, учась в Кракове, Михаил Жук познакомился с украинским писателем Богданом Лепким. Впоследствии благодаря ему художник встретился с Олексой Новаковским и Иваном Франко. Именно в этот период Михаил пишет автопортрет. Интересно то, что, даже находясь в Кракове, художник изображает себя в вышиванке, словно подчеркивая свою национальную принадлежность.

Портрет Михаила Коцюбинского

Портрет Михаила Коцюбинского, 1925 год. Бумага, хромолитография, 70х53
Сборник Галереи НЮ АРТ

После Кракова Михаил Жук отправляется в Чернигов, где знакомится с Михаилом Коцюбинским и другими представителями черниговской организации общества «Просвіта» (1906).

Коцюбинский стал учителем, наставником и другом Жука. Художник был рядом с писателем даже в момент его смерти. В своих воспоминаниях Михаил Жук писал:

«12 апреля, ясный, роскошный день, когда белые, как лебединые перья, плыли тучи в лазури, когда солнце пело "хвалу жизни", когда благоухания из первых цветов одуванчика вливались целебным бальзамом в грудь, в 25 минут третьего не стало М. М. Я вспоминаю тот последний острый момент. Из посторонних был только я, а то сама семья».

Лилия

Эскиз к декоративному панно «Лилия», 1908 год. Бумага, уголь, акварель, тушь, бронза, 61х46
Фонд НХМУ

Михаил Жук был ярким представителем модерна (ар-нуво), называемого в Италии «цветочным стилем», ведь одной из частых тем, к которым обращались представители стиля, были флористические мотивы.

У Михаила Жука цветок — это не только эстетический объект, но и мощный символ. К примеру, лилия — это символ чистоты и целомудрия, образ Девы Марии. Эта работа может рассказывать о празднике Благовещения, когда архангел сообщил Марии радостное известие.

Григорий Комар

Григорий Комар, 1926 год. Бумага на картоне, окантовка бумагой, смешанная техника, 64х47
Фонд МСМО

Михаил Жук был известным портретистом своего времени. Он изобразил почти всех представителей украинского культурного сообщества своего времени. Одной из самых известных является серия плакатов украинских писателей. Кроме того, художник писал портреты художников, режиссеров, актеров и актрис и общественных деятелей: от Леси Украинки до Николая Хвылевого.

Особенностью большинства работ являлась символика. Часто Михаил Жук изображал сферу интересов портретируемого, место жительства или ключевые события жизни. К примеру, на фоне портрета Григория Комара — украинского художника, бойчукиста — изображена группа женщин, отсылающая нас к картине Сандро Боттичелли «Весна».

Сказка «Правда и неправда»

Правда и неправда. Сказка, 1920 год, Чернигов. Бумага, принт, смешанная техника. Авторская доработка обложки, 24,2х18. 24 с.
Фонд МСМО

Поскольку Михаил Жук был и писателем и художником, то обложка этого издания была разрисована автором. Эта сказка не издавалась после 1920 года и в рамках проекта была реализована печать 50 экземпляров репринтного издания «Правда и неправда», которые были переданы в музеи и библиотеки Украины. Таким же образом была опубликована пьеса «Мефисто» из фондов Одесского литературного музея.

Эскиз тарелки

Эскиз тарелки с орнаментом, 1936 год. Бумага, смешанная техника, 27,5х15
Частный сборник Роксоланы Лемик

Еще во время учебы в Краковской академии Михаил Жук учился украшать предметы декоративно-прикладного искусства. Впоследствии, когда был связан со Львовом, Черниговом и Киевом, постепенно приумножал свои знания и практику и воплотил их в авторском предмете в Одесском художественном институте.

Во времена угнетения советской властью художник нашел способ продолжать творить и реализовывать свой творческий потенциал, несмотря на запреты. Именно керамика стала спасительным кругом в обстоятельствах того времени.

До наших дней сохранились эскизы и фарфор, расписанный Михаилом Жуком. Но при жизни он не успел реализовать все. В рамках проекта художница Елена Жернова создала 5 реплик-реконструкций чайных троек по эскизам Жука, представленным на выставке. Впоследствии эти комплекты окажутся в коллекциях НХМУ и МСМО.

Силуэты

Мужской силуэт неизвестного, 1919 год. Бумага, смешанная техника, 67х67
Сборник О.Маркова

Часто художник изображал портретируемых в формате силуэтов. К сожалению, не всегда известно, кто именно был изображен, однако работы отличаются сильным характером и выраженными стилевыми признаками модерна.

Цветы

Тюльпаны, 1928 год. Бумага наклеена на бумагу, карандаш, гуашь, тушь, пастель, 50,9х33,4
Сборник Виталия Лесничего

Исследуя творчество художника, можно увидеть, что его любовь к написанию цветов и портретов была почти одинаковой. Равно как и портрет, каждый цветок Михаила Жука имеет свой характер, свое настроение и свою судьбу. Флористические мотивы актуальны также в литературном творчестве (сборник стихов «Пение Земли») и в керамике (эскизы полны цветов).

Белое и черное

Белое и черное, 1912–14 годы. Бумага, гуашь, акварель, 207х310
Фонд МСМО

Жемчужиной не только творчества Михаила Жука, но и всего украинского модерна почетно считают его монументальную работу «Белое и черное». Сила и могущество, невероятный символизм и напряжение пронизывают произведение. Юноша — это Павел Тычина, девушка — его первая любовь Полина Коновал, изображенные в образе белого и черного ангелов, проходящих через ворота, окруженные вихрем многообразия. Настоящий смысл этой работы каждый зритель должен определить лично, ведь отдельные символы, использованные мастером, откликнутся каждому по-своему.

Выставка работ Михаила Жука продлится до 27 сентября 2023 года. Куратор — Елена Кашуба-Вольвач.

На выставке представлены работы из коллекций Музея современного искусства Одессы, Национального художественного музея Украины, Одесского литературного музея, галереи НЮ АРТ, частных сборников О. Маркова, В. Лесничего, Р. Лемик и показаны фото из архивов Черниговского литературно-мемориального музея-заповедника Михаила Коцюбинского.

Автор текста и координатор проекта — Марина Марухнич.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы