В этот день 94 года назад родилась известная украинская художница-шестидесятница Алла Горская, которая вместе со своими коллегами силой кисти отрицала социалистическую реальность. По этому случаю ELLE.UA рассказывает об известных и несправедливо забытых культурных деятелях того времени.
После смерти Сталина атмосфера в СССР способствовала подъему над коммунистической идеологией нового поколения украинской интеллигенции, стремившейся выйти за пределы социалистического реализма. Шестидесятники боролись за украинские культурные ценности, отстаивали права человека, верховенство общества над государством, способствовали повышению уровня национального сознания и защищали украинский язык.
Несмотря на то что шестидесятническое движение традиционно ассоциируется с литературой и такими известными фигурами, как Лина Костенко, Василий Симоненко, Николай Винграновский и Иван Драч, против советской диктатуры боролись и десятки представителей других творческих профессий: кинохудожники и театральные деятели, публицисты и критики, композиторы и художники. Именно о последних сегодня и пойдет речь.
Алла Горская
Источник: WikiMedia
«Цвет — смысл, душа, история народа, его лицо».
Самая известная художница из плеяды шестидесятников, вошедшая в историю не только благодаря тонкому сочетанию традиций и новаторства в своих работах, но и как активный общественный деятель. Родившаяся в семье партийного чиновника СССР и воспитательницы в детском саду, Алла Горская пережила две блокадные зимы в Ленинграде, прожила несколько месяцев в Казахстане и была членом Союза художников.
С начала 1960-х Алла присоединилась к национальному возрождению и говорила исключительно на украинском языке. Она принимала активное участие в создании Клуба творческой молодежи «Современник». В деятельности этого объединения, президентом которого был избран Лесь Танюк, кроме Горской участвовали такие знаковые для украинской истории личности, как Василий Стус, Иван Светличный и Василий Симоненко. Именно творческая молодежь в 1962 году обнаружила под Киевом места массового захоронения жертв НКВД. Дом Горской был штаб-квартирой шестидесятников: ее частыми гостями были Николай Винграновский, Иван Дзюба, Василий Стус, Иван Светличный и другие культурные деятели.
К 150-летию Тараса Шевченко Алла Горская вместе с Людмилой Семикиной, Галиной Зубченко, Афанасием Заливахой и Галиной Севрук создала витраж «Шевченко. Мать» в Красном корпусе Киевского национального университета. Эту известную работу художницы Компартия мгновенно признала «идейно враждебной».
Источник: spadok.org.ua
Алла разработала эскизы к спектаклям «Нож в солнце» по поэме Ивана Драча, «Так погиб Гуска» Николая Кулиша и «Правда и обида» Михаила Стельмаха. Она часто ездила в командировки на Донбасс, где работала над мозаиками «Древо жизни», «Женщина-птица» и «Бориветер».
В целом творческое наследие Аллы Горской состоит из многочисленных живописных, графических и монументальных работ, сочетавших элементы авангарда с народными мотивами.
В 1970 году Алла была жестоко убита. После этого ее имя и творчество были запрещены.
Виктор Зарецкий
Источник: WikiMedia
Современники называли Виктора Зарецкого украинским Климтом, но сегодня его знают как шестидесятника, создавшего собственный стиль «метафорических видений». Виктор родился в Сумской области, однако значительную часть жизни провел на Донбассе: в Юзовке (ныне — Донецк) и Горловке. Этот период оказал большое влияние на художника, и впоследствии он создал целую серию картин, посвященную шахтерскому краю: «Двор Шахты», «Шахтеры. Смена», «Жаркий день», «После войны».
Вместе с женой, Аллой Горской, Зарецкий стоял у истоков клуба «Современник» и дружил с Василием Симоненко, Евгением Сверстюком, Иваном Дзюбой, Линой Костенко и другими шестидесятниками.
Переломным моментом его жизни стала гибель Аллы Горской. Виктор впал в депрессию. Жажду жизни художнику вернуло искусство и вера в его силу. В 1980-х годах наступил период расцвета Зарецкого. Он нашел себя в стиле украинской неосецессии и создал такие шедевры, как «Джаз», «Страсть» и «Автопортрет с музой», а также оформил театры в Ивано-Франковске, Симферополе и Сумах. Кроме того, потомкам он оставил учебную систему «Размышления у полотна».
Афанасий Заливаха
Источник: uartlib.org
Формирование ненависти к тоталитарной репрессивной машине началось у Афанасия Заливахи с самого детства — когда художнику было пять лет, его отца арестовали на несколько месяцев за то, что он был старостой во времена Центральной Рады. Мучительный отпечаток на жизнь и творчество Афанасия наложил и Голодомор, от которого он был вынужден бежать на Дальний Восток.
Протест против системы Заливаха впервые выразил в студенческие годы, учась в Академии искусств в Ленинграде. Уже на втором курсе его выгнали из учебного заведения за «поведение, недостойное советского студента». Прожив почти 30 лет на чужбине, в 1961 году Афанасий Заливаха вернулся в Украину, где осознал себя как часть украинского культурного пространства и начал шестидесятническую деятельность.
Ведущим образом его творчества был Тарас Шевченко: в 1964 году Афанасий работал над витражом «Шевченко. Мать», создал мозаику с выразительным названием «Будет ли суд, будет ли кара» и написал немало портретов.
В 1965 году художник был осужден за «антисоветскую агитацию и пропаганду». Безжалостная репрессивная машина запрещала Заливахе рисовать. Все его созданные тайком работы были уничтожены (искусствоведы считают, что их было около 200).
Жизнь за решеткой не сломила Афанасия — он продолжил творить, а его работы получили мировое признание в Торонто, Лондоне и Нью-Йорке.
Борис Плаксий
Источник: archive-uu.com
В 1960-х годах Борис Плаксий считался одним из самых перспективных художников-монументалистов, а Иван Марчук назвал его «человеком тысячелетия». Однако, несмотря на это, сегодня имя Бориса Плаксия известно немногим.
Уроженец Черкасской области занимался живописью, иллюстрацией, графикой, скульптурой и философией. Борис создал портреты Аллы Горской, Василия Стуса, Вячеслава Черновола, Василия Симоненко, Ивана Светличного, Павла Тычины и Ивана Марчука.
Людмила Семыкина
Источник: Музей шестидесятничества
В январе прошлого года отошла в вечность художница-шестидесятница Людмила Семикина — соавтор знаменитого витража «Шевченко. Мать» и член клуба «Современник».
В 1968 году Людмила подписала «Письмо 139», выступив против арестов украинской интеллигенции, за что подверглась преследованиям со стороны советской власти и была исключена из Союза художников УССР.
К ее творческому наследию относятся эскизы костюмов к кинофильму «Захар Беркут» (1970–1971), строи по национальным традициям «Скифская степь», «Полесская легенда», «Княжеская пора», «Ретро», «Модерн» и оформление станции метро «Почайна».
Любовь Панченко
Источник: WikiMedia
Советская репрессивная машина не смогла убить украинскую художницу и модельера Любовь Панченко, однако это сделала российская армия. Любовь умерла в апреле 2022 года от длительной голодовки в оккупированной Буче.
В 1960-х годах Любовь посещала клуб «Современник», собирала деньги в помощь политзаключенным, а впоследствии и сама была осуждена за «антисоветскую агитацию и пропаганду».
Творческое наследие мастерицы насчитывает множество эскизов одежды, образцов вышивки, графических заставок к книгам, живописных полотен и декоративных росписей. Она создавала костюмы для фольклорно-этнографических коллективов, иллюстрировала произведения Тараса Шевченко и Михаила Коцюбинского.