Если говорить об удачной культурной дипломатии, то, пожалуй, одним из лучших примеров в этой области является Великобритания: Дэвид Боуи, британский юмор, антиутопия Оруэлла или красные экскурсионные автобусы Лондона — о них знают все. Да что там, когда люди говорят the queen, то с вероятностью 99 процентов подразумевают именно британскую королеву Елизавету II, недавно ушедшую из жизни, — и так происходит даже в странах, где есть собственные монархи — в Нидерландах или Норвегии, например.
Понимая всю важность культурной дипломатии, в 2017 году Кабинет министров Украины постановил сформировать Украинский институт, принадлежащий к сфере управления Министерства иностранных дел. Кстати, если вам когда-нибудь захочется сказать, что украинская культурная дипломатия плохо работает, вспомните, что институт был создан пять лет назад, а для стратегии долгосрочного развития это очень малый срок (для сравнения: организация British Council основана в 1934 году, а в 1940-м получила королевскую грамоту от отца Елизаветы Георга VI).
В сентябре в Берлине прошла международная конференция по культурной дипломатии Cultural Diplomacy to Counter Disinformation, организованная на немецком NGO CRISP при поддержке Министерства иностранных дел Германии. В конференции принимали участие страны Восточного партнерства, включая Украину. Среди украинских спикеров на ней присутствовали заместитель генерального директора Украинского института Алим Алиев и фотограф Валерия Шашенок, известная тем, что в первые недели полномасштабного вторжения находилась в Чернигове и снимала тик-токи о жизни в бомбоубежище и разрушениях, которые российская армия нанесла городу. Сюжеты о Валерии появились в нескольких ведущих медиа мира, таких как CNN, Cosmopolitan Italia и La Repubblica. Ролики Валерии собрали более 50 миллионов просмотров. Ее опыт изложен в книге Things that just make sense in a bomb shelter.
На этих двух примерах — деятельность Украинского института и Валерии Шашенок — рассказываем, почему важны оба уровня продвижения украинской культуры: государственный и личностный, а также о том, как каждый из нас может приобщиться к работе над узнаваемостью украинской культуры в мире.
Как государство государству
На CuDi Сonference в Берлине Алим Алиев представил работу Украинского института и говорил о том, как дезинформация влияет на имидж стран. Чтобы объяснить это влияние на примере, напомню один факт: именно креативный директор Украинского института Татьяна Филевская написала книгу «Казимир Малевич. Киевский период 1928-1930», которая вышла в издательстве «Родовод» в 2016 году. Этот труд исследует украинский период работы художника, которого стараниями российской стороны в мире считают представителем российского авангарда. Как, собственно, и Марка Шагала, родившегося в Беларуси, имевшего еврейские корни и сделавшего имя во Франции.
Алим Алиев
Еще 10 лет назад в зарубежных статьях встречалось единодушное утверждение, что Малевич — российский художник. В последние годы все чаще можно увидеть упоминания о нем как о представителе авангарда в Украине. Благодаря научным работам, книгам, выставкам, трудам искусствоведов и дипломатов мир узнает, что не весь авангард прошлого столетия был русским, а Малевич, Александра Экстер, Соня Делоне действительно имеют украинское происхождение. Автоматическое записывание их в российские художники — это банальное желание бывшей империи усилить свою значимость через присвоение культурного достояния соседних стран.
Также на вопрос о том, как культурная дипломатия противодействует дезинформации, можно ответить на примере Крыма. Аннексируя полуостров, российская пропаганда повторяла, что местное население будто бы всегда было за это присоединение. Но умалчивала, что коренные жители Крыма — это крымские татары, которых в 1944 году оставили без дома и депортировали в товарных вагонах по приказу Сталина. В жилье депортированных заселили семьи советских военных. Распространение истории о культуре крымских татар, распространение правды о депортации и геноциде — это важнейшая задача для противодействия дезинформации.
Сегодня Украинский институт реализует несколько проектов, среди которых — инициатива «Открытки из Украины». Его цель — рассказать миру о повреждениях, нанесенных российскими военными украинской культуре (разрушение музеев, школ, памятников архитектуры). В рамках проекта известные личности становятся «голосом» поврежденных культурных объектов. Так, британский актер Хью Бонневилль («Приключения Паддингтона», «Аббатство Даунтон») стал «голосом» Харькова.
Кстати, именно с British Council Украинский институт сегодня очень активно взаимодействует: в частности, украинская программа представлена на фестивале экспериментальной музыки Huddersfield Contemporary Music Festival, который пройдет в середине ноября в Англии. Там будет показана опера Chornobyldorf композиторов Романа Григорива и Ильи Разумейко. На Неделе критики в Киеве в октябре программа фокусировалась на фильмах из Великобритании и Украины.
Украинский институт строит отношения Украины с другими государствами на уровне страна-страна, но о роли каждой отдельной личности (а значит, нас с вами) в этом процессе тоже нельзя забывать.
На уровне личностей
В первый день берлинской конференции Cultural Diplomacy to Counter Disinformation (CuDi by CRISP) перед аудиторией выступала Валерия Шашенок, и многие из гостей в зале сказали после этого, что Валерия стала для них открытием недели.
Валерия Шашенок
Тридцатилетние часто относятся к соцсети TikTok предвзято, считая, что это пространство для видеошуток, а не для важных месседжей. Валерия это правило нарушила: в первые дни полномасштабной войны она начала снимать честные мини-видео из укрытия — например, о том, как сварить в бомбоубежище пасту или кофе, а также прогуливалась полуразрушенным городом, когда опасность частично миновала, и в реальном времени на весь мир показывала, каково это: жить в Чернигове во время войны. Страшная правда, поданная к тому же с юмором и иронией, покорила зрителей: ролики имеют миллионные просмотры.
На сегодняшний день Валерия покинула Украину, как и многие другие, чтобы найти временное убежище в Европе. Но она продолжает в TikTok и Instagram распространять честную информацию о нас для своей большой аудитории. Именно через такое живое общение украинцы рассказывают о себе в мире, что очень важно для того, чтобы мир продолжал нас поддерживать.
Валерия Шашенок
Коммуникации Валерии — пример спонтанной инициативы, которая может покорить соцсети, и пример того, что каждый из нас сейчас может стать культурным послом собственной страны.
Что я могу сделать?
Во-первых, каждый может продолжать больше узнавать о своей культуре, потому что влияние пропаганды прошлого основывается на том, что мы иногда не знаем собственных культурных деятелей. Фотографы София Яблонская-Удэ, Параска-Плитка Горицвет, писатель Юрий Яновский, поэт и режиссер Николай Винграновский, художницы Соня Делоне и Елена Кульчицкая, писатель Виктор Домонтович с его интеллектуальным романом «Девушка с мишкой» — каждый из них может стать героем ваших соцсетей, и каждый достоин более детального изучения их произведений и биографии (а чем больше мы знаем о собственной культуре, тем лучше можем о ней рассказывать).
Чтобы говорить о себе уверенно, мы должны знать о себе больше. Как сказала участница конференции СуDi CRISP Ирина Минковская, основные признаки хороших инициатив по культурной дипломатии: креативность, высокое качество, честность и системный подход. Внимание к собственному прошлому — это то, что помогает влиять на будущее. Именно поэтому ко всем задачам, которые сегодня стоят перед каждым в стране, прибавляется еще одна: углублять знания о самих себе.
Для тех, чьи работы и проекты связаны с культурой, важно участвовать в международных проектах, призванных развивать сотрудничество между странами. Только на вышеупомянутой конференции СuDi в рамках конкурса для участников были презентованы драфты нескольких проектов, связанных с Украиной, в том числе проект печати украиноязычных книг и идея выставки, призванной рассказать истории уничтоженных войной сооружений. Если вам вдруг кажется, что ваше слово или небольшая инициатива ничего не изменят, подумайте о том, что мы живем во времена перемен — о чем говорила еще тема Венецианского биеннале — 2019 (она звучала как May You Live In Interesting Times).
В эпоху перемен все правила разрушаются, а значит, работает тот же «эффект бабочки», когда даже малозаметные на первый взгляд процессы могут стать началом масштабных изменений. Пусть в сложные времена у нас находится сила и уверенность искать возможности и делать маленькие шаги к большим преобразованиям.
Текст: Елена Скачкова