Одним из наиболее распространенных сюжетов в рождественских фильмах является похищение Рождества и его спасение. Каждый год эти кинокартины создают особое настроение и атмосферу у тысяч зрителей. Однако во времена СССР этот сценарий был реальностью: в рамках антирелигиозной кампании 1920-х годов Рождество было вычеркнуто из праздничного календаря, а его символы и атрибуты репрессированы.
Рождество на Харьковщине, начало ХХ века
Источник: Музей Голодомора
Сегодня мы начинаем снова открывать для себя Украину, исследовать свои корни, традиции, обычаи, возвращать из забвения имена гениев украинской культуры и распространять правду о том, как Россия на протяжении веков уничтожала все украинское. В преддверии зимних праздников мы предлагаем вам вспомнить путь, который прошло Рождество в течение ХХ века.
Один праздник — две даты
Источник: Историческая правда
В этом году православные христиане в Украине получили разрешение на празднование Рождества 25 декабря. Это решение вызвало множество вопросов и обсуждений среди украинцев: а как было раньше? Это возвращение к истокам или нарушение традиций?
В 1917-м последний раз отпраздновали православное Рождество 25 декабря, а уже со следующего года был введен григорианский календарь и праздник был перенесен на 7 января. Таким образом, Новый год, ранее считавшийся завершающим этапом празднования, оказался перед Рождеством и затмил его.
С распространением антирелигиозной пропаганды Рождество было объявлено «вредным» и «поповским». В то же время Советский Союз развернул информационную кампанию с целью доказать нелепость этого религиозного праздника.
Источник: Invictory
«Мы знаем теперь, что никаких богов-духов нет, что все это выдумано дикарями — нашими прадедами», — говорится в газете «Путь революции» от 1923 года.
25 декабря стало частью этой кампании — «комсомольским Рождеством», смысл которого состоял в проведении демонстраций с красными флагами и антирелигиозными лозунгами, выставок, лекций. «Празднование» завершалось сожжением чучел богов всех религий.
Источник: Wikimedia
«Родители, не сбивайте нас с толку, не делайте Рождества и елку», — было написано на одном из плакатов, которые держали воспитанники детсадов.
Пропаганду направляли на наиболее уязвимую прослойку населения — детей. Их учили, что именно в период зимних праздников совершается наибольшее количество преступлений и пьянства.
В 1927 году антирелигиозная кампания усиливается, а выходные дни на религиозные праздники отменяются.
«Добрый вечер тебе, господин пролетарий»
«Колядки», Николай Пимоненко, 1880-е годы
Instagram: @ukrainianfolks
С уничтожением Рождества в опасности оказались и украинские колядки и щедривки. Однако искоренить их оказалось не так просто, как рассчитывала советская власть, пришлось прибегнуть к другому способу — переработке их и распространению в сборниках измененных текстов.
«Добрий вечір тобі, вільний пролетарю.
Радуйся, ой, радуйся, земле,
Світ новий народився».
Рождество на Закарпатье, 1965 год
Источник: книга «Новые праздники и обряды»
«Нова радість стала, яка не бувала:
Довгождана зірка волі в Жовтні засіяла.
Де цар був зажився, з панством вкорінився,
Там з голотою простою Ленін появився!»
«Буржуазная елка»
Источник: TELEGRAF
«Репрессированы» были не только колядки и щедривки, но и елка, которую советская пропаганда назвала «буржуазной», «пережитком прошлого» и «проявлением политической незрелости». Из агитационных плакатов и произведений особенно выделялся рассказ «Елочка» Павла Барто. В нем предстает образ хрупкого деревца, прорастающего из маленького семечка, — настоящее чудо! — а затем приходит мужчина и вырубает его. Вместе с елкой умирают и птицы, жившие в лесу.
Формально праздничное дерево не было запрещено, однако за его установление советского служащего могли лишить партийного билета, а для тех, кто уже совершал другие «преступления», это могло стать поводом для ссылки в лагеря.
Рождение Нового года
Источник: TELEGRAF
В 1935 году на первой полосе газеты «Правда» появилась заметка Павла Постышева — одного из организаторов Голодомора и причастного к сворачиванию «украинизации».
«Давайте организуем детям к Новому году хорошую елку!» — кричал заголовок.
На следующий день во всех крупных городах СССР открылись базары с елками и украшениями. Однако возвращение традиции происходило с одним советским «но» — вместо Вифлеемской звезды на верхушку устанавливали пятиконечную с изображением серпа и молота, а рядом с привычными шариками висели «идеологически правильные» с портретами Ленина и Сталина и фигурки рабочих.
Со временем украшения менялись, однако идеологическое направление в них оставалось: в предвоенные годы они были посвящены военной тематике — красноармейцы, танки, броневики, самолеты; при Хрущеве — аграрной, например кукуруза, и космической — спутники, космонавты, космические корабли.
В 1937 году переродился и другой популярный сегодня символ праздника — Дед Мороз, который до XVIII века был олицетворением тьмы и холода. По мнению советской пропаганды, новый Дед Мороз боролся с врагами народа, спускался в шахты и даже летал в космос.
Так в СССР формировалось «антирождество»: идеологическая елка вместо религиозной, Дед Мороз вместо святого Николая, оливье вместо кути. Праздничная программа формировалась на уровне партии, а ее соблюдение жестко контролировалось.
Подпольное Рождество
Источник: Фотографии Старого Львова
Сочельник, подарки, колядки — таким было Рождество в украинском подполье, в рядах Украинской повстанческой армии.
Повстанцы праздновали Рождество в тех деревнях, где не было советских гарнизонов, вместе с их жителями или в лесах и схронах. Они готовили рождественские блюда, украшали елку и делали дидух.
«Мне выпадет сегодня быть отцом при ужине. Заранее выхожу на бункер, чтобы приготовить дидух и сено, которое раньше стрелки привезли из села. Входя в бункру, я поздравил всех вестью: "Христос рождается!", а все ответили: "Славите его"!» — вспоминал командир УПА Степан Стебельский.
Бойцы-повстанцы печатали рождественские открытки и поздравляли своих родных и побратимов, а командиры делали подарки своим воинам.
Арестованное Рождество
Источник: «Историческая правда»
Сохраняли украинские праздничные традиции не только бойцы УПА, но и шестидесятники и диссиденты. Несмотря на репрессии и запреты, они собирались вместе и пели колядки, устанавливали вертеп. Известно, что участвовали в таких празднованиях Василий Стус и Людмила Семикина, а также рождественские песни звучали в память о погибшей художнице Алле Горской.
В 1972 году появилась информация, что в Киеве готовятся «рождественские сборища националистических элементов». Как следствие, были арестованы 19 колядников.
Источник: «Историческая правда»
Однако ни один из методов не позволил советским властям искоренить Рождество.
«Ночью — мороз и одиночество. А у Владимирского собора перед закрытыми его дверями толпа женщин душевно и звонко поет: "Радуйся, земле!.." Таки ж Рождество!» — писал Олесь Гончар в 1981 году.