Прикоснуться к истории: как вышивка стала душой украинского народа

Первые орнаменты и современная интерпретация

Украинская вышивка — особенная. Она рассказывает о мыслях и чувствах человека, воспроизводит мир красоты и фантазий, передает поэтическое восприятие природы и сохраняет обычаи наших предков. На протяжении веков на вышивку влияли разные культуры — они формировали характерные узоры и орнаменты, присущие конкретному региону Украины.

Вышивка всегда отличалась высокой эстетичностью, ведь мастера вкладывали в нее глубокий смысл — в частности, веру в будущее и стремление к красоте и совершенству.

О том, как на территории современной Украины начали украшать наряды, рассказываем в материале. Основным источником для написания стала книга Татьяны Кары-Васильевой «История украинской вышивки».

Instagram: @septemberelle

Первоисточники вышивки

Вышивка на территории современной Украины имеет давнее происхождение: ею украшали одежду еще во времена трипольской культуры, в период появления ткачества. Однако более полное представление о ней дают раскопки скифских курганов. Известно, что праздничные костюмы скифов щедро орнаментировались золотыми нашивками с изображениями грифонов, львов и оленей, разнообразными аппликациями из цветной кожи и декоративными швами. В то же время летней одеждой скифянок была длинная свободная рубашка с широкими рукавами, которую на плечах, по низу рукавов и по подолу украшали золотыми нашивками. Также есть элементы растительных орнаментов — в частности, стеблей растений, листьев плюща, цветков лотоса и виноградных лоз.

Шлем с кургана в с. Срубное, Донецкая область, IV ст. до н.

Позже, когда территорию Украины населяли сарматы, начинает прослеживаться социально-экономическое расслоение общества — например, богатые женщины украшали одежду золотым шитьем, а бедные использовали цветную вышивку.

Сарматская вышивка из кургана Соколова могила, I ст. н.э.

Период Киевской Руси

Когда в Киевской Руси приняли христианство, культура несколько изменилась — она не скопировала византийское достояние, а переосмыслила его и интерпретировала на свой манер. Однако тогдашнее государство позаимствовало обычай великолепия и праздничности литургического шитья — так и распространились монументальные орнаменты, яркие цвета и драгоценные ткани, затканные или вышитые золотом.

Фрагмент шитья. XIII ст. Золотые, серебряные и шелковые нити, «в проколе»

Вышивка в народной одежде занимала значительное место. Кроме украшений на рукавах, груди, подоле и вокруг шеи мастера пытались придать силу ногам и корпусу тела. Вышивка была той отраслью, которая дольше всего удерживала и сохраняла образы и представления, связанные с язычеством. Среди наиболее часто встречавшихся в шитье мотивов — плетенки, узоры из растительных закруток в виде латинской буквы S, спиральные мотивы, изображения птиц, гепардов и львов.

Реконструкция орнаментов

Вышивка в стиле барокко

В XVII-XVIII веках культура приобрела черты барокко — благодаря такому направлению и наряды стали чрезвычайно праздничными и пышными. Представители богатой украинской шляхты выбирали вышивку разноцветным шелком и шитье золотой и серебряной нитями. Так они украшали рубашки, жупаны, керсетки, чепцы и т.д. Особенно популярными в украшении одежды были растительные мотивы — цветы, плоды, бутоны на плавных изгибах стебля. В вышивке также встречались мотивы граната в поперечном и продольном разрезах. Орнамент дополняли изгибы ветви с удлиненными остроконечными листьями. Распространены были и мотивы гвоздики и лотоса с зубчатыми листьями.

Портрет атамана войска Донского Даниила Ефремовича, 1752

Украинская народная вышивка

С конца XVIII века до 90-х годов XIX века наиболее распространенной была вышивка бисером. Она бытовала в высших сферах общества, в помещичьей среде. Бисером украшали кошельки, сумочки, портмоне, чехлы на мебель, обложки альбомов и даже картины.

Фрагмент XIX столетия. Полтавщина

Также получила распространение вышивка белым шелком на тонкой прозрачной ткани. Ею украшали чепцы, шарфы, носовые платки, разнообразные детали женского наряда. Основными орнаментами были цветы и букеты цветов, перевязанные лентами или бантами. Для усиления праздничности добавляли кружево, золотую и серебряную нить. Особенностями украинского наряда всегда интересовался Тарас Шевченко, поэтому в своих картинах он зарисовывал крой, украшения и характерные детали одежды того времени.

Женская блузка. XIX ст. с. Сокиринцы, Черниговщина. Согласно преданию, выполнена по рисунку Т. Г. Шевченко.

Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства утвердилась в 80-90-е годы XIX века. В ней сохранилось значительное количество геометрических орнаментальных мотивов, которые в древности имели магическое содержание и оберегали от злых сил. Однако со временем такая семантика потеряла свое первоначальное значение и превратилась в обычное художественную отделку. Вышивка приобрела и другие формы — например, в Киевской, Харьковской и Полтавской областях одежду украшали красно-черными розами.

П. Холодный. Портрет дочери

Народные мастера пытались показать в вышивке разнообразие окружающей жизни, свои мысли, чувства и красоту родной природы. Поэтому орнаментальные мотивы имели особые названия: барвинок, хмелик, тыквенные листья, кукушка и т.д. Особенностью народной вышивки было разнообразное и сложное сочетание техник, которые отличались по средству выполнения, внешнему виду шва, местности и вышиваемому предмету. Сами же нити часто окрашивались природными красителями: корой, корнями, листьями деревьев, цветами и плодами растений. Чтобы закрепить цвет, нити запекали в ржаном тесте — так они не теряли окраску в течение десятилетий.

Рубашка женская. Киевская область

Вышивка занимала важное место в комплексе художественно выразительных средств украинского народного костюма. Ею украшали одежду из домотканого льняного и конопляного полотна, грубого сукна и овчины — обычно это были рубашки, юбки, фартуки, пояса и головные уборы. Верхнюю одежду — свиты, сардаки, кожухи, кептари — украшали яркими декоративными аппликациями из кожи и сукна, рельефными и витыми шнурами, металлическими украшениями, кистями и вышитыми цветными нитями или бисером.

И. Труш. Гуцулки возле церкви

Светлый колорит одежды большинства районов Украины гармонировал с красочностью шерстяных плахт, запасок, вышитых рубашек, фартуков, поясов, венков, бусы и ярких лент. Однако он никогда не был пестрым, а обладал четкой продуманностью. Например, на Полтавщине расшитая белыми нитями рубашка контрастировала с яркой плахтой, а на Волыни вышитые или тканые красным рубашки сочетались с красно-желто-зелеными юбками.

А. Коцко. Разговор

XX век до сегодня

В начале XX века украинская творческая интеллигенция начала целенаправленно формировать национальный стиль. В западных областях Украины художники использовали орнаменты гуцульской вышивки, а в центральных — обращались к героической эпохе Гетманщины XVII-XVIII века, интерпретируя шитье эпохи барокко.

В настоящее время художники и дизайнеры, изучая традиции национального костюма, интерпретируют художественную вышивку на современных моделях одежды. Наряды мастера украшают индивидуально. Ведь украинская вышивка — это прежде всего проявление собственной уникальности.

И. Проц. Портрет гуцулки


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы