Украинское искусство всегда было самобытным и уникальным. Мастеров разных стилей, направлений и течений объединяли самостоятельность мышления и несгибаемый дух Украины. Работы наших художников стоят рядом с картинами Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Поля Сезанна и Эдварда Мунка. Сегодня украинцы возвращают право на свое место в мировом художественном пространстве. Полотна авторов, чьи имена тщательно скрывал тоталитарный режим, снова предстают перед зрителями. Личные трагедии тех, чья жизнь и творческое наследие были уничтожены, возвращаются из небытия.
Мы хотим рассказать вам об одном из украинских художников мирового уровня — Александре Богомазове.
Что стоит за именем Александра Богомазова?
«Автопортрет», 1914
Уроженец Сумщины еще при жизни получил звание лидера отечественного авангарда, «украинского Пикассо» и короля кубофутуризма. Многочисленные картины художника представлены в музеях и хранятся в частных коллекциях Лондона, Нью-Йорка, Токио, Венеции, Цюриха, Сан-Франциско и других городов.
Александр был не только талантливым художником, но и выдающимся педагогом и теоретиком. Он преподавал в Институте пластических искусств (Киевском художественном институте) и написал трактат «Живопись и элементы», который французский исследователь Андрей Наков назвал «пророческим». Многие тезисы рукописи Богомазова опередили теоретические достижения «Супрематизма» Казимира Малевича.
«Женский портрет», 1914
Александр Богомазов бросал вызов устоявшимся формам и традициям, художникам и зрителям, которые не хотели признавать «Новое искусство».
«Новое искусство тем и дорого, что оно выдвигает самостоятельную ценность элемента живописи как носителя ощущений художника», — писал он.
Жизненный путь художника
«Лесоруб», 1913
Александр Богомазов родился в селе Ямполь Харьковской губернии (ныне — Сумская область) в 1880 году. Парень рано остался без матери, и его воспитанием занимался отец. Впервые стремление рисовать Александр осознал в Херсонском земском сельскохозяйственном училище.
Вопреки воле отца художник поступил в Киевское художественное училище, где познакомился с Александрой Экстер и Александром Архипенко, а его педагогами были Александр Мурашко и Иван Селезнев. За участие в студенческих страйках Богомазова исключили из училища, однако он продолжил обучение в частных студиях Киева и Москвы.
«Воспоминания о Кавказе», 1916
Впоследствии он вместе с Давидом Бурюком и Александрой Экстер принимал участие в известной киевской выставке «Звено», а также был руководителем художественного оформления революционных праздников. Александр был членом социально-демократической партии и работал над журналом «Шершень». Важный отпечаток в творчестве художника оставил брак с Вандой Монастырской.
В бурные годы украинского национально-освободительного движения Александр Богомазов заболел туберкулезом. Именно тяжелая болезнь повлекла за собой его преждевременную смерть в июне 1930 года.
Увлечение импрессионизмом
Александр Богомазов не сразу пришел в кубофутуризм. В последние годы обучения в училище художник увлекся импрессионизмом. Первый этап его творчества отмечен небрежными мазками и специфической колористикой. В это время Александр активно использует синий цвет и находит свой особый тон, который позже назовут его фирменным знаком.
Влияние скандинавского модерна
Летом 1911 года Александр отправляется в Финляндию. Вдохновленный Скандинавией, художник отказывается от большого количества цветов и создает более сдержанные картины. В то время он искал способ воспроизвести на холсте движение, сделать произведение динамичным. Именно эти идеи были впоследствии положены в основу трактата «Живопись и элементы» (1914).
Один из ведущих мастеров кубофутуризма
В начале ХХ века на пересечении кубизма (Пабло Пикассо, Жорж Брак) и футуризма (Умберто Боччони, Карло Карра) в европейском искусстве возникает новое явление — кубофутуризм. Александр Богомазов стремился к аналитическому разложению формы, ее художественному синтезу и отдавал предпочтение квадратным формам.
«Искусство — безупречный Ритм. Художник — его чуткий резонатор», — Александр Богомазов.
В этот период творчества уникальный стиль Александра становится узнаваемым, а его мастерство достигает наивысшего уровня — одной лишь линией он мог передать настроение героя.