В условиях войны важно делать то, что вдохновляет людей. В бурные периоды искусство становится необходимым утешением и способом выражения чувств, надежды и опоры для каждого, кто переживает стресс, общие и личные трагедии. Оно может объединять общество, формировать платформу для транслирования глубоких эмоций и рефлексий на события войны. Сегодня мы боремся за нашу культуру, за наш привычный образ жизни. Украинцы стремятся защитить свою свободу от имперского нашествия, поэтому каждый в тылу старается делать что-то важное для своего народа, своей нации и культуры. Есть ли место искусству во время войны? Однозначно да! Задача художников — вдохновлять даже в самые сложные для страны периоды. Для этого международная художественная группа собралась в арт-резиденции Citadel Inn – Gastro Boutique Hotel & Restaurant на пленэр Citadel Art Plein Air — второй в истории отеля и первый с начала полномасштабного вторжения.
«Цитадель» всегда открыта для поддержки актуальных и важных инициатив. Так, команда заведения провела ряд благотворительных гастроужинов, таких как Charity Gastro Dinner (со сбором для реабилитации детей, пострадавших от войны, и на дроны для 125-й ТРО), Этновечер (со сбором средств на протезы для Несгибаемых), Ужин в Бордо (средства передали для центра реабилитации Superhumans), Гастроужин «1000 автомобилей свободы» для ВСУ, Ужин по мотивам книги «ЖУК — живая украинская кухня» Оли Павленко на псевдо Оля Кольорово (все вырученные средства передали семье погибшей исследовательницы для переиздания книги, в которой заложено украинское гастрономическое наследие).
Как это было: Citadel Art Plein Air
Пленэр проходил в центре Львова с 10 по 18 октября. В эти дни в арт-резиденции Citadel Inn международная художественная группа работала над созданием рефлексий по теме «Искусство жить». Среди них известные украинские художники: Олег Денисенко, Владислав Шеришевский, Альбина Ялоза, Елена Придувалова, Сергей Корниевский, Эд Потапенков, Юрий Денисенков, Екатерина Ганейчук и двое гостей из-за границы: Konrad Dobrucki и Paulina Mirowska.
За это время было создано 27 произведений искусства: 20 картин, две работы по металлу и пять фотографий. Нам удалось пообщаться с художниками во время пленэра и расспросить о вдохновении и символизме их только что созданных работ.
Альбина Ялоза
Эти две работы — диптих, своеобразный диалог. Первая, «Крым наш», с синим луком и жестом, символизирующим, что все рано или поздно будет по-нашему. Вторая картина, «И будет хлеб», — о важности каждого зерна, о нашей борьбе и ожидании Солнца. Мы ждем и верим, что это Солнце придет и мы его не упустим.
Сергей Корниевский
Когда я прибыл сюда, я захотел написать какой-то портал, необычный пейзаж, мне захотелось прорвать пространство. Так возникла эта фиолетовая картина с воротами и порталом. Вторая работа — разговор Духа с Душей (знаете, говорят: одиночество — самая высокая категория общения). Эти две картины о том, что важно в нашей реальности открывать новые порталы, выходить немного выше, иначе пережить эту реальность сложно.
Эд Потапенков
Первая картина относится к серии «Препятствия». Получился обезображенный пейзаж, напоминающий телевизионные помехи. Такова наша действительность. Вторая работа вдохновлена интерьером. В такое время нам всем хочется уютного уголка. Сначала у меня было утро, потом день, наконец вышел вечер. Переписывал ее несколько раз, то шло, то не шло.
Владислав Шеришевский
«Адель» и «Хотель» (вместе серия «Цитадель») — остроумные картины, которые я посвятил этой гостинице. Ибо отели предназначены не только для ночлега, но и для других удовольствий. Третья картина — о не смеющемся человеке. Очень мощная. Я даже не хотел ее выставлять, но меня все же уговорили.
Юрий Денисенков
Я постоянно работаю с темой памяти — это основа моего творчества. Эти работы, выбранные скриншотом из видео возвращения людей из плена, относятся к серии «Встречи и прощания». Эмоции во время таких моментов (радостных при встрече и грустных при прощании) — вне времени. Картина — это память, это история о крепкой связи между людьми.
Екатерина Ганейчук
На данный момент наша безопасность иллюзорна. Поэтому мои работы, на которых изображены семья с котиком, собакой и двумя детьми; ковчег, где можно получить убежище, фрагментированные, потому что сейчас у нас фрагментированная страна, фрагментированные (разделенные) семьи, фрагментированные тела воинов, фрагментированный мозг. Поэтому я не могу рисовать людей целостными. Мы все разорваны, как наша страна, а единственное безопасное убежище (ковчег) мы можем найти только в кругу самых близких. Все остальные убежища и укрытия — просто иллюзия.
Елена Придувалова
У меня получилось две серии. Первая вдохновлена панорамами из отеля. Здесь три разных проявления, три разных настроения. Я каждое утро смотрела и улавливала свое настроение: здесь был дождливый день, здесь спокойный, зеленый, а этот золотой, осенний, залитый львовским солнцем — я любовалась в этот момент Львовом. Перед приездом я не собиралась писать пейзажи, но когда увидела, что открывается передо мной, подумала: «А когда еще я это почувствую?» Так все и вышло.
Также у меня есть серия графических работ «Мое Сердце». Это была попытка отразить на холсте свои разные состояния. Совершенно иррациональные работы: рисовалось так, как мне чувствовалось. Я хотела бы эту серию продолжать. Сейчас все так: испытывают то страх, то ужас, то печаль, то депрессию. Сердце сжимается от боли и от всех переживаний.
Олег Денисенко
Могу сказать такую простую вещь, что самой высокой ценностью для человека, конечно, есть жизнь и его здоровье. На втором месте лично для себя я бы определил свободу. И именно в этих работах я хотел показать стремление к свободе, которая дает ощущение полета и цепляет крылья за спиной, дает безграничное пространство для фантазии и восприятия жизни. Жизнь, какой бы она ни была во время войны, во время мира, во время каких-то определенных испытаний. Свобода, свобода и еще раз свобода. Это одна из величайших ценностей человеческих, ее нужно лелеять и ее нужно пропагандировать.
Paulina Mirowska
В произведении рассказывается о последних в мире природных степях, расположенных на юге Украины, Приазовье, территориях, ныне оккупированных россиянами. На первом фото изображена стальная скульптура, являющаяся интерпретацией Erodium Beketowii, Грабельки — небольшого степного растения, которое, как один из самых исчезающих степных видов, занесено в Красную книгу Украины. Верхняя часть работы создана в сотрудничестве со львовскими кузнецами в кузнице Львова. Для меня плоды Erodium Beketowii — символ силы, богатства и красоты Украины, а также оружие самого растения за выживание. Растение опирается на советский бой винтовки Мосина, которая являлась основной винтовкой российской императорской армии, а затем Красной и Советской армий. Срезание и извращение шпиля одним из самых молодых работников кузницы является символическим актом сопротивления Украины российскому вторжению и сил молодого поколения украинцев. Вторая работа — стальная интерпретация степи — Ковыль, которую я представила в виде переплетений с помощью колючей проволоки. Его форма защищает территории Украины от вторжения агрессора, противодействуя не только войне, но и деградации наиболее ценных природных территорий этой страны.
Konrad Dobrucki (работает с фотографией)
Эта фотосессия касается темы памяти музея. Украинские музеи, из которых во время российской оккупации были вывезены самые ценные и уникальные произведения искусства, оставили следы, задокументированные в их произведениях. Серия охватывает просторы Дворца Потоцких, Дворца Лозинских и Львова.
Пленэр закончился выставкой, посетить которую можно до 18 ноября совершенно бесплатно. Часть работ руководство Citadel Inn планирует передать на благотворительные аукционы (в приоритете — потребности ВСУ). Все картины можно приобрести в заведении.
Следующее благотворительное событие в гостинице «Цитадель» состоится 21 декабря. Все детали вы можете найти на странице Citadel — Gastro Boutique Hotel & Restaurant в Facebook и Instagram.