«Хто проти тиранії — встаньте!» Как украинские шестидесятники боролись за национальную идентичность

Представители новой волны в украинской литературе 20-го века

В 1960-х годах молодое поколение культурных деятелей начало по-новому воспринимать искусство. У людей изменилось сознание — появилось больше свободы для творчества и, соответственно, множество возможностей создать нечто особенное для своей эпохи.

Во второй половине 1950-х годов Украина в составе Советского Союза застала период хрущевской оттепели, поэтому развенчивание культа Сталина также стало толчком к изменениям в культуре. Постепенное осознание обрусения и маргинализации чего-либо украинского обусловило направление творчества шестидесятников — для них было важно отстаивать украинскую идентичность.

«Для меня история шестидесятничества — это победа критического мышления. Когда молодые люди, родившись в условиях тоталитаризма, учась в университетах, проникнутых официальной идеологией, и делая первые шаги в литературе под влиянием официального соцреализма, сумели благодаря собственному мышлению, наблюдениям и рефлексиям изменить собственное отношение к режиму. Понять, что, несмотря на то, что все вокруг говорят, что два плюс два — это пять, они должны верить себе и оставаться верными своим убеждениям», — рассказывал сотрудник Института восточноевропейских студий философского факультета Карлового университета в Праге Радомир Мокрик в интервью изданию «День».

Василий Симоненко

Обычно украинское шестидесятничество связывают с известными представителями художественной литературы: Линой Костенко, Дмитрием Павлычко, Николаем Винграновским, Игорем Калинцем, Иваном Драчем, Василием Симоненко и тому подобное. Однако новое поколение сформировали и представители других творческих профессий: изобразительное искусство представили Алла Горская и Виктор Зарецкий, кинорежиссуру — Сергей Параджанов и Юрий Ильенко, а режиссуру — Иван Миколайчук и Лесь Танюк.

Сергей Параджанов

Однако период условной свободы длился недолго. 1962 год стал началом конца «хрущевской оттепели» для украинской творческой интеллигенции. Шестидесятников преследовали, им запрещали публиковаться в литературных журналах или газетах. Однако они продолжали сражаться за собственную идентичность. О трех знаковых явлениях украинского шестидесятничества читайте в материале.

Клуб творческой молодежи как когорта сознательных украинских художников

«…мы тогда были молоды и не знали, что мы «шестидесятники». Нельзя саморубрикироваться, нельзя самим давать себе звание. Так было и с «Расстрелянным Возрождением». Именно такие люди несли высоковольтную линию духа. Шестидесятники были когортой. Они были соединены общими убеждениями и честностью. Они действительно любили друг друга и уважали друг друга», — комментировала Лина Костенко. 

Началом поколения шестидесятников считают 1960 год. Тогда в Киеве возник Клуб творческой молодежи: организовывались вечера памяти украинских классиков, проходили театральные постановки по пьесам Николая Кулиша и устраивались выставки новых художников. В 1962 году к Клубу творческой молодежи присоединились Алла Горская, Людмила Семикина, Галина Зубченко и Виктор Зарецкий — они внесли в деятельность «когорты» ориентацию на национальную культуру, которую поддержали и литераторы. Во Львове позже тоже основали КТМ «Пролісок» — объединение имело несколько более радикальные антисоветские взгляды, однако поддерживало связь с Киевом и боролось с тогдашним режимом с помощью слова.

Киевский Клуб творческой молодежи перестал существовать в 1964 году. Такое решение сопровождалось откровенным давлением на участников. Художники, кроме творческой деятельности, начали исследовать слухи о жертвах массовых советских репрессий.

«Інтернаціоналізм чи русифікація?» Ивана Дзюбы

В труде «Інтернаціоналізм чи русифікація?» Иван Дзюба проанализировал национально-культурную политику советской власти в Украине. Автор доказывал, что коммунистическая партия еще при Сталине распространяла русский великодержавный шовинизм. Иван Дзюба отправил работу в ЦК КПУ, и позже коммунистические власти объявили произведение антисоветским, а его распространение — уголовным преступлением. Сам Иван Дзюба потерял работу, подвергся преследованиям и был заключен на 18 месяцев.

Труд «Інтернаціоналізм чи русифікація?» распространялись в самиздате, неоднократно издавали за пределами Советского Союза и переводили на английский, китайский, французский и итальянский языки. В Украине произведение смогли опубликовать только в 1990 году в журнале «Вітчизна».

Протест против политических репрессий в кинотеатре «Украина»

В сентябре 1965 года в кинотеатре «Украина» состоялся показ фильма «Тіні забутих предків» режиссера Сергея Параджанова. Это событие стало первым публичным протестом против молчаливой волны политических репрессий среди интеллигенции в постсталинский период.

«У нас большой праздник, но и большое горе. В Украине начались аресты творческой молодежи», — сказал тогда перед началом премьеры украинский литературовед Иван Дзюба.

Кадр из фильма «Заборонений»

В зале включили сирену, чтобы заглушить оратора, ведь он называл фамилии заключенных. Ивана Дзюбу тогда поддержали Василий Стус и Вячеслав Чорновол, призвавшие протестующих против репрессий подняться с мест. Присоединился и Сергей Параджанов — он заявил, что долго сопротивлялся переводу текста фильма на русский язык. Кинолента режиссера хоть и получила международное признание, но не соответствовала типичному советскому киноискусству.

«Навіть те, що в центрі картини — особистість, що стрічка виходила на ареал народного життя — було практично тоді заборонено, особливо українського народного життя. Сама українська ідея, яка в цьому фільмі утверджувалась, хоч би через те, що він був зроблений тільки в українському варіанті — то просто був політичний виклик», — коментував оператор фільму Юрій Іллєнко. 

Кадр из фильма «Тіні забутих предків»

Активная деятельность шестидесятников продолжалась в течение двух-трех лет, однако ее пристально отслеживала советская власть. Тогдашнее поколение не успело сказать все, что хотело, и было подавлено идеологией соцреализма. Когда Украина восстановила свою независимость, явление шестидесятничества начали детально исследовать — уже не скрывались произведения, а значение деятельности художников для нашего государства переосмысливалось.

Поэтому поколение шестидесятников важно для Украины — они бросили вызов советской системе и не боялись бороться за национальную идентичность.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы