5 невероятных историй дружбы украинских деятелей искусства

Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты

Во все времена величайшими ценностями в жизни человека были любовь и дружба. Их воспевали в повестях и романах, изображали на картинах и передавали струнами музыкальных инструментов. Чувства объединяют людей, становятся им надежной поддержкой и опорой в разных жизненных ситуациях.

История знает немало примеров дружбы известных культурных деятелей: Эрнест Хемингуэй и Фрэнсис Скотт Фицджеральд, Трумен Капоте и Харпер Ли и многие другие. Сегодня мы расскажем вам о представителях украинского искусства, которых объединяли дружеские или даже более близкие отношения.

Тарас Шевченко и Семен Гулак-Артемовский

Тарас Шевченко и Семен Гулак-Артемовский

Источник: pisni.org.ua / Wikimedia

Кажется, о жизни и творчестве Тараса Шевченко известно все, однако немногие знают, что верным другом, который оставался рядом с гением до последних дней его жизни, был автор первой национальной оперы «Запорожец за Дунаем» Семен Гулак-Артемовский.

Считается, что Тарас и Семен познакомились в конце 1838 года в Петербурге на вечере у поэта Нестора Кукольника. Дружба двух гениев завязалась не сразу: Гулак-Артемовский уехал на обучение за границу почти на три года. За это время Шевченко издал своего «Кобзаря» и снискал славу на территории всей Украины.

Их общение началось с увлечения талантами друг друга, а затем переросло в настоящую дружбу, которая не оборвалась и во время 10-летней ссылки Шевченко в оренбургские степи. Многие приятели отвернулись от Тараса в трудные времена, но Семен продолжал писать ему письма и посылать денежную помощь.

«Есть ли такая большая душа, которая вспомнила бы меня в далекой неволе… Нет теперь таких больших душ на свете. Может, и были когда-нибудь, но в ирий полетели. Одна твоя осталась…» — писал Тарас Шевченко в письме другу.

Тарас Шевченко и Семен Гулак-Артемовский

Георгий Терпиловский, «Стоит явор над водой»

Источник: gulak.org.ua

После освобождения поэта из ссылки Шевченко и Гулак-Артемовский встречались почти каждый день на квартире композитора и проводили литературно-музыкальные вечера. Именно во время одного из таких собраний в Петербурге родилась музыка на текст народной песни «Стоит явор над водой», которую Семен посвятил Тарасу. Есть также свидетельства, что Шевченко рисовал портреты Гулака-Артемовского, но, к сожалению, они не сохранились.

Дружба поэта и композитора продолжалась до последних дней жизни Тараса Шевченко. Семен Гулак-Артемовский очень тяжело переживал утрату лучшего друга.

Леся Украинка и Ольга Кобылянская

Леся Украинка и Ольга Кобылянская

Источник: urklib.com.ua / WikiMedia

Украинский язык очень богат и красив, однако даже в нем Леся Украинка и Ольга Кобылянская не нашли правильных слов, чтобы описать свои отношения. К сожалению, сохранились только письма Леси Украинки к Ольге Кобылянской и одно письмо Ольги Кобылянской к Лесе Украинке, поэтому споры по поводу того, была ли это дружба или любовь, до сих пор продолжаются.

Леся Украинка услышала об Ольге Кобылянской от Михаила Павлика, который послал ей повесть «Лореляй». Работа Ольги поразила Лесю. В ней она услышала голос сильной и интеллигентной женщины. В 1899 году, находясь на лечении в Берлине, Леся написала письмо Ольге, в котором назвала ее «товарищкой». Писательницы обсуждали место женщины в литературе и самореализацию. Летом того же года они впервые встретились в усадьбе Косачей в Гадяче.

В 1901 году Леся и Ольга сблизились на фоне личных трагедий: Кобылянская развелась с Осипом Маковеем, которого любила много лет, а Лариса Косач (настоящее имя Леси Украинки) потеряла близкого друга — Сергея Мержинского. Писательницы встретились в Карпатах, после чего их отношения стали еще более теплыми и доверительными.

Леся Украинка и Ольга Кобылянская

Леся Украинка и Ольга Кобылянская, фотоателье Яна Кржановского, Черновцы, 1901 год

Источник: umoloda.kiev.ua

В письмах они делились самыми интимными подробностями своей жизни. Подруги придумали особый стиль обращения в третьем лице: «кто-то беленький» и «кто-то черненький», а большинство писем заканчивались словами «Кто-то кого-то любит». Леся Украинка называла подругу «милая пани Ольга», «киця», «милый далекий цветок Лотоса» и «идеальная товарищка». Иногда переписка носила и более интимный характер.

«Кто-то беленький кого-то черненького и дорогого очень целует», — писала Леся Украинка.

Леся Украинка и Ольга Кобылянская

Леся Украинка и Ольга Кобылянская, Вера Баринова-Кулеба, 1982 год

Facebook: Живописная Украина. Ukrainian Art

После смерти Леси Украинки ее мама, Елена Пчилка, написала Ольге Кобылянской письмо.

«Вы не только уважали ее как талантливую писательницу, но и любили ее. Она тоже любила Вас очень, между Вами действительно было какое-то духовное родство».

Остап Вишня и Максим Рыльский

Остап Вишня и Максим Рыльский

Источник: WikiMedia

Король украинского юмора Остап Вишня и украинский поэт Максим Рыльский не только ходили вместе на охоту, но и были настоящими друзьями в горе и радости.

«Не помню, когда познакомился с Остапом Вишней, по-моему, я знал его всю свою жизнь», — говорил Максим Рыльский.

Сам писатель может и забыл, но известно, что они познакомились в 1930 году. Уже в 1931 году Максима Рыльского заключили в тюрьму, тогда Остап Вишня отправился в Киев на помощь семье писателя. Не получив признания, через полгода Максим был освобожден, и Остап забрал его к себе в Харьков на несколько недель.

«Остап Вишня окружил его вниманием и теплом, которые так излучала его щедрая душа. Своим очарованием, веселым нравом он благотворно влиял на чувственную душу поэта», — вспоминала этот период супруга Остапа Вишни.

Остап Вишня и Максим Рыльский

Остап Вишня и Максим Рыльский, 1951 год

Источник: UKRINFORM

Тоталитарная репрессивная машина со временем становилась все более жестокой. В марте 1934 года Остапа Вишню приговорили к 10 годам лагерей. Наказание он отбывал в Ухтпечтабе, пока в 1937 году не поступил приказ о расстреле юмориста. Однако судьба принесла ему неожиданный подарок: во время дороги в другой лагерь для выполнения приказа конвоиры сбились с пути, а когда обреченный писатель добрался до пункта назначения, оказалось, что распоряжение было отменено.

После освобождения из заключения Остапа Вишню постигли новые жизненные трудности, преодолеть которые ему помог Максим Рыльский. Во время войны продукты можно было получить только по карточкам, которые выдавали рабочим, служащим и членам профессиональных союзов. Юморист не мог войти в Союз писателей Украины, созданный после его ареста. От голодной смерти Остапа спас Максим Фаддеевич, тогда возглавлявший Союз. Он выдал другу бланк, по которому тот смог получить продуктовые карты.

Известны и другие факты об их дружбе, в частности, когда у Остапа Вишня не было костюма, Максим Рыльский отдал ему один из своих двоих. Они обменивались записками, которые подписывали «Остапу Вишни от Максима Черешни».

«Папаша! И где вы? М. Р.», — писал Максим Фаддеевич.

Их дружбу скрепляла общая страсть к охоте и рыбалке. В основном они возвращались без добычи, но довольны и счастливы. Если им все же удавалось кого-нибудь подстрелить, день превращался в траур по погибшему животному. Это время отразилось в творчестве обоих писателей. Максим Рыльский написал стихотворение «По полям мы с Вишней бродили», а Остап Вишня посвятил другу одну из самых остроумных охотничьих улыбок — «Как варить и есть суп из дикой утки».

Остап Вишня и Максим Рыльский

Остап Вишня и Максим Рыльский на охоте

Источник: UKRINFORM

Ссылка в лагеря подорвала здоровье Остапа Вишни. Когда в доме творчества в Ирпене у юмориста внезапно началось кровотечение, взволнованный Максим заботился о его транспортировке в Киев.

«Ничего, Максим Фаддеевич, это еще только генеральная репетиция…», — сказал Остап.

Александр Довженко и Юрий Яновский

Александр Довженко и Юрий Яновский

Источник: Nikolsky / Педагогический музей Украины

Александра Довженко и Юрия Яновского объединяли общее жилье, одна любовь на двоих и общие первые ступеньки в карьере. Художники «Голливуда на берегу Черного моря» познакомились еще в 20-х годах ХХ века в Харькове. Финансовые трудности подтолкнули Александра предложить Юрию, который в то время не имел своего дома, жить вместе.

«Совместно завтракали, совместно ужинали, совместно ходили в Дом литераторов или в театры, только на работу ходили порознь», — вспоминает их совместную жизнь Николай Бажан.

Об этом периоде писал и сам Юрий Яновский в новелле «В ноябре», посвященной «Сашке».

«Я не понимал моего друга раньше. Я понимаю его теперь... Я всегда буду любить его мечтательную мудрость и седину на висках», — написал он об Александре Довженко.

В 1925 году Юрий и в 1926 году Александр переехали в Одессу для работы на Одесской киностудии. Они жили в гостинице «Лондонская», где вернулись к своему общему образу жизни: утром работали, вместе обедали, а вечера проводили в театре. Не без участия Яновского, являвшегося художественным редактором на киностудии, Довженко получил должность режиссера.

Александр Довженко и Юрий Яновский

Источник: Правительственный курьер

Во время одного из совместных походов в Одесский театр оперы и балета Александр и Юрий встретили балерину Иду Пензо, в которую оба влюбились с первого взгляда. Все три образа нашли свое отражение в автобиографическом романе Яновского «Мастер корабля»: То-Ма-Ки (Товарищ Мастер Кино) — сам автор, режиссер Сев — Довженко, а Тайах — Ида.

«Она бросилась мне на шею и страстно поцеловала в губы, прижавшись всем телом. Потом она поцеловала Сева», — написал Юрий в романе.

Впоследствии судьба снова разлучила друзей — Яновского уволили из киностудии и он вернулся в Харьков. Однако даже находясь в сотне километров от друга, Юрий становится на сторону Александра в его конфликте с ВАПЛИТЕ.

«Довженко — козырная карта нашего кино, и ею уже несколько лет заслоняют ветер со всех сторон. Возьмем из колоды ее — и остальные будут некозырные», — написал он в письме Николаю Хвылевому.

Воссоединяются Юрий и Александр в 1929 году в Киеве, где последний работал над «Землей». Николай Бажан вспоминал, что когда Яновский приезжал на киностудию к Довженко, они запирались вдвоем в проекционной комнате и просматривали снятые или уже смонтированные кадры.

К сожалению, Юрию Яновскому не суждено было дожить до 70-летия и оглядываться на свою кинематографическую молодость, как в романе «Мастер корабля». На 51-ом году жизни писатель отошел за предел вечности.

«Несчастливый мой друг. Сколько и помню я, все время он страдал, страдал физически и душевно. Вся жизнь его была скорбна. Даже писать перед смертью начал по-русски, очевидно, от отвращения к обвинениям в национализме, с отвращением к дуракам бесспорным, злым гайдукам и карьеристам. Мужчина талантливый, честный, тонкий, обиженный до края жизнью. Вечная Вам память и земля пером, друг и писатель несчастливый», — написал Александр Довженко о Юрии Яновском в своем дневнике.

Василий Стус и Иван Светличный

Василий Стус и Иван Светличный

Источник: WikiMedia

Известно, что молодую украинскую интеллигенцию, которая не признавала ограничений в творчестве, свободе слова и мысли, — шестидесятников объединяли дружеские отношения. Они посещали клуб «Современник», проводили литературные вечера в квартире Аллы Горской и жилье семьи Светличных.

Среди близкого и теплого круга друзей выделялись Василий Стус и Иван Светличный. Василий называл Ивана «доброглазым светильником» и своим лучшим другом. Стус болезненно переживал арест Светличного в 1965 году. Именно это событие подтолкнуло его к протесту в кинотеатре «Украина» и вдохновило на написание стихотворения «Не могу я без улыбки Ивана…».

Василий Стус и Иван Светличный

Источник: zn.ua

Не можу я без посмішки Івана

оцю сльотаву зиму пережить.

В проваллях ночі, коли Київ спить,

а друга десь оббріхують старанно,

склепить очей не можу ні на мить,

він, як зоря, проміниться з туману,

але мовчить, мовчить, мовчить, мовчить.

Оба писателя подверглись репрессиям со стороны советской власти. Ивана Светличного похоронили в вышиванке, подаренной Василием Стусом.

В 2020 году в Киеве открыли общую мемориальную доску Василию Стусу и Ивану Светличному.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы