Полная версия интервью с Ингой Вишневской

Эксклюзивно для ELLE Украина

коллаж: Юля Портарескул

ELLE Ваш репозиторий стартовал в первые дни войны, и вы сразу начали освещать ключевые факты российского вторжения, озвучивать мнения украинских и мировых лидеров, взгляды на украинскую культуру и историю, провозглашать актуальные призывы к действию со ссылкой только на проверенные источники информации. Как вам удалось за столь короткий срок собраться и осуществить запуск?

Инга Вишневская Еще до 24 февраля у нас возникали идеи создать репозиторий правды — публиковать англоязычный контент с правдивой информацией об Украине (не о войне). Но в первый день полномасштабного вторжения мы поняли, что в задумке формат актуален, но нужно расширять вектор. Мы вышли на звонок утром 24 февраля и начали создавать проект, а уже 3 марта запустились в том виде, который вы видите сейчас. WeAreUkraine.info был основан сообществом профессиональных коммуникационщиков группы компаний One Philosophy при поддержке IT-компании Empat и волонтеров. И мы очень ценим, что столько талантливых коммуникационщиков, журналистов, дизайнеров сразу подключились к этому проекту, где бы они в первые дни войны ни находились, и сформировали настоящую команду. Мы не собирались становиться медиа или информационным ресурсом с графиком работы семь дней в неделю, новостной лентой и дежурствами в традиционном формате. Но обстоятельства изменились, и наши планы тоже.

И хотя мы публикуем новости семь дней в неделю со ссылкой на официальные источники и материалы, все же стараемся придерживаться нашей первоначальной концепции: больше объяснять определенные факты и явления, в которых говорится об истории, культуре, интересных личностях и идентичности Украины.

Скажем, наш эксплейнер о том, что россияне с украинцами не братья, побил феноменальные рекорды в соцсетях. Мы видим, что наши спецматериалы — такие как история слогана «Слава Украине!», пояснение о флаге, цитатники исторических публикаций нужны не только иностранцам, но и самим украинцам. На ресурсе за это время также вышел ряд кампаний: разъяснений о компаниях, до сих пор работающих в России и фактически финансирующих войну, почему войну нужно называть войной, почему Россия и Украина не помирятся, призывы к защите детей и т.д.

У нас есть отдельный раздел: с первых дней мы начали собирать первые полосы мировых изданий с упоминанием об Украине. На сайте уже собрано и опубликовано более 4155 обложек 157 мировых медиа из 42 стран на 22 языках мира.

ELLE Исследовали ли вы свою аудиторию: кто и где больше всего вас читает?

И. В. Сегодня наши основные читатели — из США, Великобритании, Канады, Германии, Франции, Нидерландов, Польши и других стран. В целом аудитория нашего сайта — люди из 77 стран мира. В первые дни мы видели одиночные входы на сайт из РФ. Читает нас также и Украина. Помимо сайта у нас активно работают сети: Instagram, LinkedIn, Reddit — и охват материалов через них составляет уже более 2 млн пользователей. Интересно, что в LinkedIn за нами активно следят представители финансового и IT-сектора. Это важно, потому что мы там иногда продвигаем другой контент (например, связанный с санкциями против РФ). В последние недели мы мощно представлены в соцсети Reddit — некоторые материалы набирают охват более 100 000. Здесь больше англоязычной аудитории (в частности американцев), которая любит читать большие материалы, в основном на военные темы. Мы уже заметили: читатели Instagram обычно остаются только в Instagram, а аудитория Reddit получает «затравку» и идет на сайт.

ELLE На какую информацию сегодня наибольший спрос среди ваших читателей?

И. В. Большой спрос на материалы об истории и культуре, много текстов на тему современной Украины. Параллельно хотим и дальше рассказывать о выдающихся украинцах, дипломатах, военных, представителях информационного фронта, чтобы о них узнало как можно больше людей. Первый такой материал мы посвятили Сергею Кислице (постпред Украины при ООН. — Прим. ELLE). Мы его взяли как один из самых мощных голосов Украины в мире, а оказалось, что он настоящий краш современных европейцев — это было для нас открытием. Материал о Валерии Залужном тоже взлетел во многих пабликах.

ELLE Не планировали ли вы углубиться в журналистику: делать собственные интервью и аналитические материалы?

И. В. Большинство людей нашей команды — это представители сферы коммуникаций, некоторые из них, конечно, имеют хороший журналистский бэкграунд. Мы создаем собственные материалы, но чаще в формате разъяснений на ту или иную тему. Недавно опубликовали собственный репортаж о жизни в Бахмуте, так как наша коллега находилась на месте событий. Но на подобные форматы требуется дополнительный ресурс и время.

Кроме новостей и эксплейнеров мы стараемся давать фрагменты интересных материалов других украинских медиа. Например, перевели материал Ярослава Грицака из «УП», выделили сильнейшие цитаты речи Тимоти Снайдера на конференции по безопасности, собрали реакцию украинских и мировых изданий в ответ на страшную статью Генри Киссинджера о том, что Украина должна сдаться.

Нас интересует формат историй людей. Потому что все остальное, честно говоря, делают качественно наши англоязычные издания и иностранные журналисты. Часто им не хватает просветительского аспекта, потому что они сфокусированы на новостях. Для нас же именно просвещение является ключевой целью.

Мы волновались, что к новостям будет угасать интерес. Прошло четыре месяца, и я готова опровергнуть этот миф: люди, которых мы уже «подсадили» на определенный контент, хотят и дальше быть информированными и понимать, что происходит.

На наш сайт сегодня заходят читатели из 77 стран. Мы отдаем себе отчет, что если попадать в интересы этих людей, то польза от информации будет еще больше. Я также думаю, что совсем скоро читатели будут делиться на два типа: те, кому вполне достаточно короткого конспекта, даже одной фразы, и желающие погрузиться в суть проблемы и почитать аналитический материал. Поэтому мы подстраиваем под это наши публикации.

ELLE Учитывая рост количества подписчиков в ваших соцсетях, интерес читателей к вашей платформе не спадает. А как насчет украинской темы в глобальном контексте?

И. В. Вполне ожидаемо, что интерес к Украине в мировом информационном пространстве падает, но интерес к отдельным проектам и информационным ресурсам — нет. К примеру, наша статистика в плане заинтересованности людей никак не изменилась. Действительно, сегодня Украина не появляется на мировых обложках так часто, как, например, появлялась в апреле. Публикации об Украине часто могут не быть первыми в международных СМИ. Поэтому нам важно думать о темах, позволяющих держать фокус. Значит, мы идем либо в люди, либо в историю, либо в объяснения. Также у нас начали выходить материалы-призывы о бойкотировании компаний, продолжающих работать на территории России, и это отдельный фокус, с которым будет продолжать работать профессиональная команда.

Акции и офлайн-протесты важны, но только ими держать внимание к Украине становится все сложнее. Поэтому следует искать новые, более креативные способы повышения интереса к украинскому вопросу. Это обсуждается сегодня во многих кругах.

ELLE Достаточно ли украинцы сегодня отстаивают информационный фронт?

И. В. Я думаю, что с теми ресурсами, которые у нас были, и учитывая, сколько в Европе до недавнего времени было российских телеканалов и пропаганды, информационную войну против РФ мы уже выиграли, как бы громко это ни звучало. Важно понимать, выиграли не только благодаря государственным усилиям, должностным лицам, коммуникационщикам и журналистам. Выиграли в первую очередь благодаря тысячам инициатив, украинцам и неравнодушным людям, которые развернули в европейских городах штабы, выходили на площади, давали интервью, коммуницировали в своих сетях, поднимали международные сети компаний, в которых работают, и способствовали тому, чтобы каждый день на мировых страницах появлялся украинский флаг или фраза Stand with Ukraine. Заметьте, это не были деньги, которые вкладывались государством на протяжении многих лет в информационную пропаганду, как это делала Россия. Это инициативы людей, которые по-настоящему борются за свою страну, где бы они ни были, и создают вместе крепкий информационный фронт.

Это выигранная фаза информационной войны, когда страну поддерживают безапелляционно. Однако эту победу нужно удержать и закрепить на столетия.

Ведь РФ не прекращает свою информационную войну. Поэтому мы должны держать фокус и продолжать звучать громко и убедительно.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы