Отношение к пылающей в огне Украине — это определенный тест на наличие совести, на эмпатию, на ощущение справедливости. Бригитте Губер-Мадер, наследница легендарного художника, графика, дизайнера Густава Климта, активно помогает беженцам из Украины, которые постоянно прибывают в ее родную Австрию.
Специально для ELLE.UA Мирослава Макаревич записала интервью с Бригитте, чтобы узнать больше деталей.
Бригитте Губер-Мадер: Что я почувствовала, когда узнала, что в Европе, всего в нескольких сотнях километров от Австрии, началась война? Сначала вообще не могла понять, как это возможно в наше время! Для меня все, что произошло, — это ужасно. Украина — это европейская прозападная страна. И сразу было ясно, что это война с гражданским населением: против женщин и детей. Я была убеждена, что Запад должен делать больше, чем делал и делает сейчас, чтобы предотвратить страшные вещи, которые творятся сегодня рядом с нами. С точки зрения Путина все драматические события, разворачивающиеся в Украине, официально не рассматриваются как война. Этот политик вообще никого не воспринимает. Его логику не понять. Я убеждена, что мы должны принимать украинцев, должны помогать им, потому что ставлю себя на место пострадавших людей, и я была бы счастлива, если бы мне помогали в подобной ситуации. К сожалению, у меня небольшая квартира, не могу взять к себе беженцев. Но и я, и люди в моем окружении — мы поддерживаем украинцев конкретными действиями, вещами, пожертвованиями. В нашем городе Гисхюбль есть специальный ящик, который каждый день пополняется всеми жителями. У нас есть хорошая пословица: капля к капле, и прольется дождь. В школе, где учатся мои дети, много детей из Украины. Одна украинская девочка теперь есть и в классе моей 12-летней дочери. Мы постоянно приглашаем ее к нам домой, стараемся что-то организовывать для беженцев каждый день, чтобы дети играли, чтобы они хотя бы мысленно могли отвлечься от пережитого и проблем. И да, дети перенастраиваются быстрее.
Вы так искренне и активно включились в помощь украинцам. Вас лично что-то связывает с Украиной?
Человеческая химия, конкретные люди среди эмигрантов разных лет. Например, Татьяна Данник — первая украинка, с которой я познакомилась именно на вилле моего прадедушки Густава Климта, когда Татьяна несколько лет назад организовала выставку современной украинской художницы. Меня иногда зовет дирекция виллы Климта (это дом-мастерская Густава Климта, в которой гений жил и работал свои последние десять лет. — Прим. ред.) проводить экскурсии.
Как началась ваша персональная история Бригитте Губер-Мадер именно как дизайнера-модельера? Как и когда вы ощутили свое предназначение?
Бригитте Губер-Мадер: Как правнучка Густава Климта я росла в очень творческой среде. Выставки, музеи и семейные путешествия расширили мое мировоззрение, с детства я знакомилась с самыми разными стилями. Так что моя страсть к мастерству выкристаллизовалась очень рано.
Начала шить еще ребенком и всегда хотела шить платья. Любила рисовать. Знаете, мне всегда нравилось украшать других. Я получила образование в Школе моды в Мёдлинге (Modeschule Mödling). Уже в студенческие времена начала участвовать в различных конкурсах, получать призовые места. Впервые я получила награду, когда мне было 18. Тогда же дала свое первое интервью для Brigitte (Brigitte — очень популярный в немецкоязычных странах журнал, основанный в 1886. — Прим. ред.). Потом были модные шоу и просмотры, создавала свои собственные коллекции, позже — свадебные наряды, бальные платья. А потом появились дети! (Улыбается.) Трое детей. С 2007 года начала работать для театра как художница по костюмам. И с каждым годом все больше внимания уделяю этому театральному направлению.
С одной стороны, ваше творчество очень связано с фамилией и творчеством легендарного прадедушки — Климта, однако вы создаете не только арт-шедевры с, так сказать, аллюзиями на творчество прадеда, но и совершенно уникальные вещи в своем изысканном стиле — бальные и свадебные платья, театральные костюмы, разные утилитарные вещи. Какое направление самое любимое?
Бригитте Губер-Мадер: Трудно сказать... Весь многомерный творческий процесс — моя настоящая страсть. Я очень люблю театр. Очень! Особую радость чувствую, когда наблюдаю за талантливыми детьми и молодежью, которые делают первые шаги на сцене. Поэтому я как художник по костюмам, художник-постановщик счастлива сотрудничать с Performing Center Austria и Teatro. В то же время полное удовлетворение получу, когда реализуюсь и в других творческих направлениях. Например, сегодня утром поехала в свое ателье работать над новым бальным платьем. Работаю и над костюмами для латиноамериканских танцев. Шью для наездниц. Разрабатываю и шью модели для детей и взрослых. Создаю модели корсетных платьев и разнообразные театральные костюмы для современных мюзиклов «Робин Гуд» или «Белоснежка». И мне это все нравится!
В Вене, в Австрии зародились не только сецессия, но и психоанализ. Как одежда, созданная вами, влияет на эмоциональную жизнь ваших клиентов?
Бригитте Губер-Мадер: Происходит настоящее взаимодействие между моим изделием и энергетикой каждого человека. Чем ярче человек, тем интереснее взаимодействие! Например, одна клиентка готовится к балу, хочет на нем блистать (только в Вене с ноября по февраль можно посетить более 300 балов. — Прим. ред.). Или другой пример — невеста, которая хочет быть самой красивой в свой торжественный день. Когда я представляю клиенту определенную модель и вижу, что он едва сдерживает слезы, понимаю, что я попала, то есть нашла верное решение. У меня в студии мы с клиентами довольно часто плачем (улыбается), потому что моя работа — это в определенной степени психотерапия. Нередко обычный визит перерастает в продолжительную беседу, искреннее общение. И у меня всегда находится на это время. Для меня важно услышать и почувствовать каждого клиента, чтобы человек себя выразил, а я потом смогла лучше направить свои усилия. С большинством заказчиков у меня складываются хорошие отношения. И для меня все равно, кто мой клиент — генеральный директор или обычный продавец, для меня все люди равны.
Кем для вас является ваш прадед Густав Климт, который остается невероятно популярным в ХХІ веке?
Бригитте Губер-Мадер: В характере прадеда мне лично импонирует, что он принципиально отстаивал свое творчество, был настоящим нонконформистом. Вспомним историю с его так называемыми факультетскими работами. Это сегодня в эти гениальные эскизы все влюблены, а тогда из-за них был огромный скандал. В 1894 году Климт получил заказ на три монументальные картины для Венского университета. Символические изображения трех факультетов — судебной практики, философии и медицины — вызвали неоднозначную реакцию публики. Художник, по мнению чопорной публики, показал слишком много голого тела. А он просто откровенно показал и красоту, и уродство. Густав одолжил деньги и выкупил эти работы: он не хотел оставлять свои картины тем, кто не мог оценить их по достоинству. И мне это очень нравится! Очень жаль, что эти произведения сгорели в конце войны, в 1945 году, из-за бомбежки замка, где они хранились.
Какие еще работы прадеда вы особенно выделяете для себя?
Бригитте Губер-Мадер: На этот вопрос очень сложно ответить. Кроме упомянутых «факультетских» — его первые работы, в них очень тонко прописаны детали, которые сразу не увидишь. Каждый раз, сколько бы ни смотрел, всегда открываешь что-нибудь новое. В картинах Климта чувствуется его увлечение минойским, микенским и египетским искусством, а также японской техникой гравюры «укие-э» (которая была популярна в то время в Европе). Климт любил экспериментировать с разнообразными техниками, что делало его картины совершенно уникальными. Возьмем, например, росписи в Музее истории искусств или Бургтеатре. Люблю «Жизнь и Смерть», «Женщину с веером», «Даму в черном платье», у которой феноменально выписаны украшения. И абсолютный мой лидер — «Водяные змеи». Там такое сочетание цветов, полутонов, форм! А вообще мне очень многое нравится! И «Золотая Адель»... Когда мы были в Нью-Йорке, посетили галерею Лаудер, чтобы снова увидеть знаковую работу прадеда. Кстати, Климт не горел желанием отдавать свои картины заказчикам, потому что он постоянно продолжал работать над ними. Для него все его картины оставались незавершенными. Не могу не упомянуть и о его пейзажах, которые он писал на озере Аттерзее. У Густава много гармоничных работ, приглашающих к медитации. Я сама очень люблю сине-голубые цвета... Я бы так хотела познакомиться с прадедом, с удовольствием наблюдала бы за его творческим процессом. Когда-нибудь мы обязательно с ним встретимся и я смогу многое у него спросить.
Еще рано!
Бригитте Губер-Мадер (улыбается): Климт прожил 56 лет, но очень ярких и насыщенных, он столько всего успел!
А как в чисто человеческом измерении вспоминали и вспоминают Густава Климта в вашей семье? Какими легендами окутано его имя для вас?
Бригитте Губер-Мадер: Кем является для меня Климт — это настолько сложно сказать... (Улыбается.) Моя прабабушка Камила с большой любовью и почтением вспоминала о нем. Она была с ним с 14 лет, первенца родила, когда ей исполнилось 16. Такие были времена… Климт был внимательным, сердечным по отношению к детям. Никогда и никто в семье не слышал ни одного дурного слова о Густаве. Моя прабабушка и Густав прожили вместе десять довольно счастливых лет. История свидетельствует, что у него были очень деспотичные мать и сестра, которых он содержал до конца своих дней. Он был прописан у матери и заботился о ней до самой ее смерти. Только после смерти матери он переселился на виллу, на которой мы с вами сейчас находимся. Это его последнее земное жилище-ателье, где он был по-настоящему счастлив и где дышал полной грудью последние десять лет жизни.
Вы — бизнесвумен и мать троих детей. Как современной женщине держать баланс между работой и семьей, воспитанием детей и умением находить время для себя? Что лично вам в этом помогает?
Бригитте Губер-Мадер: Мы очень хорошо взаимодействуем с детьми! Младшая, 12-летняя дочь, совершенно самостоятельна. Она на все говорит: «Успокойся! Мы все сделаем!» Средний сын (ему 16) — это молодой Климт (улыбается), очень похож на своего прапрадедушку, он — само очарование. Занимается спортом, а еще мечтает стать барменом. (Улыбается.) Старший сын (18 лет) — это тот, кто защищает и оберегает. Он очень застенчивый и добрый. Мои дети тесно связаны друг с другом и взаимодействуют как настоящая команда: все обязанности распределены между ними. Они все прекрасно готовят. И учатся они в одной школе. Но конечно, мы — живые люди и иногда можем хорошенько поругаться. (Улыбается.) О мама мия! И это нормально! Каждый день заполнен до отказа. Каждое утро просыпаюсь в 5 часов, в полночь валюсь с ног.
Как вы восстанавливаетесь?
Бригитте Губер-Мадер: Моя работа — это мое любимое хобби, и она меня невероятно вдохновляет! Я живу на горе, вблизи леса, в который регулярно хожу на прогулки. А еще купила себе горный велосипед. Еду по лесу: спокойствие, пение птиц и шепот трав, вдыхаю пряные ароматы цветов и деревьев, созерцаю естественную палитру и восстанавливаюсь. Мне нужны горы. До пандемии еще было море. Горы и море — невероятно мощные источники моего обновления.
Что вы пожелаете украинским читателям ELLE?
Бригитте Губер-Мадер: Не сдаваться! Если жизнь кажется тяжелой, все равно нужно смотреть вперед. Несмотря на слезы. В будущем есть пункт, с которого можно и нужно начать все сначала. А если невыносимо ужасно было в прошлом, то следует обязательно поставить на нем точку, завершить этот этап. Знаю по своему опыту: всегда можно оттолкнуться от пережитого и упорно идти вперед!
Густав Климт прожил 56 лет. Он умер в 1918-м, в год, когда распалась Австро-Венгерская империя. Художник никогда официально не был женат. Но у него было много романов, в частности с моделями. И сколько у него было детей, никто точно не знает. Известно только, что после смерти известного на весь мир художника 14 детей претендовали на его наследство, однако лишь четверо были идентифицированы как наследники. Одним из последних увлечений художника была Камила Губер — прабабушка героини интервью, — которая родила Климту троих детей. Но испытания ХХ века, прежде всего войнами, пережил лишь один сын Густав, дедушка моей собеседницы.