Интервью: Марина Полякова

24 мая в Галерее Боттега открылась фотовыставка Марина Поляковой «Женихи?», посвященная теме гендерных ролей мужчины и женщины в современном мире. Фотограф и главный редактор журнала «5,6» рассказала ELLE, как возникла идея создания провокационного проекта, раскрыла секреты его подготовки и поделилась дальнейшими планами.

В проекте представлено образ феминности в современном мужчине. Чтобы исключить влияние внешних факторов, модели позируют на фоне природы, обыгрывая традиционно женские роли. Подчеркивая, таким образом, суть происходящих в современном мужчине трансформаций.

ELLE: Марина, расскажите, что именно натолкнуло Вас на создание столь неформатного и необычного фотопроекта?

М.П.: Для меня это первый проект на данную тему. Такая идея отображения проблемы феминности мужчин возникла у меня еще в 2009 году. А начиналось все с того, что все чаще я слышала от своих знакомых нарекания на то, как ведут себя современные мужчины. На мой взгляд, нездоровая тенденция феминизации мужчин проявляется все активнее. Мужская сила и исконный образ мужественности, который веками восхищал женщин, заставлял покоряться и уважать – растворяется и меркнет в современном мужчине. На первый план зачастую выходит незащищенность, слабость, отталкивающее позерство. У женщины с традиционным мировоззрением это неизбежно вызывает чувство презрения, пренебрежения и как результат – разочарования.

ELLE: Ваши работы – это мнение женщины или творческая идея?

М.П.: Показываю данную проблему – как человек творческий, а отношусь к ней, в первую очередь, – как женщина, и, признаюсь, отношусь отрицательно. Мне кажется, неправильно и даже страшно, что мужественность мужчинам становится все менее свойственной. Женщинам в таком обществе жить становится гораздо сложнее.

ELLE: А Вы не думаете, что во многом женщины спровоцировали существующее распределение ролей? Ведь все-таки они сами начали бороться за полное равноправие с мужчинами?

М.П.: Здесь мысли расходятся: то ли излишняя эмансипированность женщин дала право мужчинам не брать на себя прежнюю ответственность, то ли наоборот: мужчины сами стали такими, а женщинам уже ничего другого не оставалось, как перебирать на себя их функции и модель поведения. Сложно ответить.

ELLE: Мужчины, представленные на ваших работах, изображены на фоне природы. Играет ли она особую дополнительную роль?

М.П.: Задаваясь вопросом, как раскрыть проблему языком фотографии, я пыталась определить то, что может быть типично женским, и у меня возник четкий образ позирующей для фотографии девушки. Дело в том, что когда женщины фотографируются, то принимают специфичные, чаще уже стандартные позы. А любят фотографироваться они, как правило, на фоне природы. Поэтому у меня и возникла идея использовать именно эту фоновую игру, а моделей-мужчин поставить в типично женские фотопозы. Природа в данном случае – это отсутствие влияния внешних факторов, предметов, которые бы с чем-то ассоциировались. Любые признаки человеческой цивилизации были бы лишними.

ELLE: На фото мужчины обнажены полностью, с какой целью Вы использовали такой ход?

М.П.: Я не хотела видеть ничего лишнего в своих фотографиях. Любая одежда вызывала бы ассоциации, а я не могла допустить, чтобы какие-либо элементы вмешивались в структуру идеи проекта. Поэтому модели позируют на фоне чистой природы и в обнаженном виде, чтобы не было посторонних включений. При этом никакого эротического подтекста здесь нет.

А как отреагировали на фото мужчины, которые выступали в роли моделей?

М.П.: Практически всем моделям я присылала фотографии. И все говорили: «Тема есть!». Многие согласились, что проблема в обществе существует. А для меня было важно, дабы результат соответствовал задуманному, поэтому я всех предупреждала: «Красоты не ждите!».

ELLE: Считаете ли вы данную проблему характерной не только для украинского общества, но и для европейского пространства и мира в целом?

М.П.: Проблема существует во всем мире. И как мужчины, так и женщины признают это. Недавно я общалась с людьми, дочь которых живет в Швеции, и она им рассказывала как раз о том, что большинство мужчин на западе уж излишне женственны. В Украине еще не худшая ситуация, за границей подобная тенденция проявляется гораздо активнее.

ELLE: Ваша цель – обратить внимание на эту тенденцию или выяснить причины?

М.П.: Моя задача – визуализировать проблему. А охарактеризовать и найти причину этой проблемы – задача исследователей и экспертов. На данном этапе я сотрудничаю с крупной социологической компанией, которая заинтересовалась темой гендерного распределения ролей. В рамках их исследования будет проводиться опрос общественного мнения, который покажет, как в современном социуме представлен вопрос гендерной роли мужчины и женщины, и очень скоро мы узнаем результаты.

ELLE: Для Вас было новым обращение к социальной проблематике?

М.П.: До этого мы делали ряд совместных проектов на социальную тематику с известным украинским фотографом и основателем Школы фотографии в Украине Виктором Марущенко. В 2008 году мы презентовали два абсолютно разнородных проекта. Первая выставка с провокационным названием «Троещина» – отображала специфику внутренней жизни одного из наиболее густонаселенных районов Киева. Вторая выставка, отмечена особой социальной значимостью, проходила в рамках проекта «Украинские звезды – детям с синдромом Дауна», целью которого было изменить общественное мнение о людях с этим тяжелым заболеванием. Еще один проект, который впервые был представлен на фестивале «I love Kiev» в 2009 году, с названием «Девичьи грезы», повествует о девушках и женщинах, приехавших в столицу испытать судьбу и найти свое счастье. Этот проект поддерживался Институтом социологии АН Украины.

ELLE: Вы сотрудничаете с Виктором Марущенко в рамках проекта «Женихи?»?

М.П.: Виктор как наставник и куратор помогал в создании и этого проекта: начиная с таких мелочей, как поиск моделей, заканчивая отбором фотографий. Он и сейчас активно участвует в подготовке к выставке, дает ценные советы по поводу ее оформления и проведения.

ELLE: Расскажите о своих жанровых предпочтениях, в каком из них Вам интереснее всего работать.

М.П.: Репортажной фотографией я бы точно не смогла заниматься. А вот постановочная фотография – это мое. Этот язык мне ближе всего, и именно он помог мне сформулировать проблему и визуализировать довольно сложную для понимания тему.

ELLE: Вы предпочитаете длительную подготовку к съемке или практикуете спонтанность в работе?

М.П.: Я не доверяю моментальному вдохновению. Я даже зарисовываю позы, в которых представляю конкретную модель, и только потом следую предварительно подготовленному плану. Ведь пленка – это тонкое дело: есть двенадцать кадров, и в них нужно уложиться так, чтобы получился хотя бы один удачный. Здесь вариантов быть не может. Кстати, это как раз к вопросу - почему именно пленка. Лично меня она заставляет больше думать. Ведь есть другой подход, когда основная работа происходит не до и во время съемочного процесса, а после, когда из тисячи отснятых кадров выбираешь один. Но мне важно представлять конечный кадр, полностью погрузиться именно в то, что я хочу передать, представлять как будет, что будет, плюс детали - меня это организует. Отдельным аспектом хочу выделить качество. Я с самого начала знала, что хочу делать большие форматы. На таких форматах хорошо видна пластика, зерно, разрешение. Это может быть в принципе и не важно, а где-то даже и специальным ходом, но именно в этом проекте качество имело значение. Поэтому камера Hasselblad и пленка средний формат.

ELLE: В Вашем блоге я заметила элементы критики украинской трэш-фотографии. Скажите, какой Вы видите современную фотографию?

М.П.: Я критикую не потому что трэш-фотография мне не нравится как жанр, а потому что она уже не так актуальна. Предмет моей критики – несвоевременность и запоздалая реакция украинской фотографии на мировые тенденции. До нас все очень поздно доходит. В основном у нас вступает в моду то, что в Европе уже давно разжевали и выплюнули.

ELLE: А что же, на ваш взгляд, сейчас актуально?

М.П.: Все зависит от жанра фотографии. Если мы говорим об авторских фото, то ключевую роль играет актуальность темы, затрагиваемой фотографом. Способ отображения, или же «язык фотографии», при этом, может быть абсолютно разным: от того таки трэша до фотосьемки из космоса с большим количеством пост обработки. Также и с продакшеном, он может быть сложным и дорогостоящим, а может осуществляться с использованием пресловутого айфона. И мы должны понимать, что и то и другое – искусство. Потому что главное – это не способ создания фотографии, а смысловое наполнение и идея, которые закладывает в свои работы фотограф.

ELLE: Каким образом вы способствуете модернизации украинского фотоконтекста?

М.П.: Я хочу чтобы украинская фотография шла в ногу с мировыми тенденциями. На это направлена моя работа как главного редактора журнала. «5,6» – это единственный журнал об арт-фотографии в Украине. Современному украинскому потребителю иногда тяжело воспринимать новые фототенденции. Он нуждается в дополнительной информации, ведь зачастую просто изображение может мало что сказать неподготовленному зрителю. Наша задача заполнить этот информационный вакуум. Таким образом, мы пытаемся привнести в украинский контекст актуальные тенденции в мире фотографии.

Читать также:

УКРАИНА НА 55-Й ВЕНЕЦИАНСКОЙ БИЕННАЛЕ

СТРИТ-АРТ ХУДОЖНИКИ

ИНТЕРВЬЮ: ДЕЗМОНД РИЧАРДСОН, ТАНЦОВЩИК БАЛЕТА

Реклама

Популярні матеріали

Українська кухня: веганські рецепти на сніданок, обід і вечерю...


Чай з кульбаби: корисні властивості, правила приймання та...


Old money — естетика, яка ніколи не вийде з моди: складаємо образи...


Читайте також
Популярні матеріали