Музыка «Немых ночей» Одессы

В минувшие выходные одесские ночи превратились в ночи немого кино. Три дня под открытым небом на причале морского вокзала шел фестиваль «Немые ночи 2012».

Прогулочную зону прямо у причала с яхтами превратили в кинотеатр образца 30-х годов прошлого века: стульчики, выстроенные амфитеатром, экран, трепещущий на ветру и музыканты, дополняющие картинку звуком. Для озвучивания пригласили исполнителей из Польши, Италии, Германии, Великобритании и, конечно же, Одессы. Открылся фестиваль документальным фильмом «Турксиб» - о строительстве железнодорожной магистрали Туркменистан-Сибирь. Англичане из Bronnt Industries Kapital, котороые написали музыку к фильму и приехали в Одессу исполнить ее вживую, радовали ухо, как могли. И на флейте играли, и электронную музыку микшировали и даже скрипичным смычком водили по струнам древней балалайки. Фильм оказался на редкость захватывающим. Несмотря на бравурный патриотизм СССР, характерный 30-м годам прошлого века, в которые он и был снят, лента прошла на одном дыхании. Не зря фильм входит в список ТОП-50 выдающихся документальных кино XX века и произвел огромное влияние на документальное кино Великобритании, о чем красноречиво написано в титрах. Второй фильм «Одинокие» о жизни Нью-Йорка в 20-е годы с неподражаемой Барбарой Кент озвучивали романтичные итальянцы из Ziz. Кудрявые итальянцы пели под гитары босиком.

Второй день организаторы посвятили репремьерам украинского кино. И если со «Шкурником» с Андреем Садовским в главной роли все понятно: оригинальная тревел-комедия в годы Гражданской войны остроумно высмеивала и белых, и красных. Что, конечно, не могло заслужить одобрения в СССР. Озвучивал черно-белые приключения жмотистого мещанина поляк Марчин Пукалук. А вот в «Мирабо» речь идет о революционерах-подпольщиках 1919 г. Действие разворачивается в Одессе: на Потемкинской лестнице, в порту, узеньких улочках Пересыпи. Но настолько отдает штампами СССР, что смотреть было, мягко говоря, тяжеловато. Да и музыкантов для фильма подобрали непростых. Немцы Клаус Бургер и Матиас Шнайдер-Холлек из «Durban Poison» вырывали апокалиптическо-странные звуки детского истерического смеха, напряженной тревоги и расстрелов из ракушек, чибассо, диджериду и тромбона, эффектно смешивая с электронной музыкой. Выступали музыканты также босиком. Но в отличии от итальянцев, не надели обуви и по окончанию выступления, а также и ушли, топча босыми ногами плиты морского вокзала. Одним из самых ярких вечеров стал финальный. «Полающий огонь» Ивана Мозжухина, снятый в 1922 г., описывает банальный любовный треугольник. Действие разворачивается в Париже, с участием засекреченного клуба лучших сыщиков Европы, что не спасает ленту от некоторой затянутости. Впрочем, одесский джаз-музыкант Юрий Кузнецов оживил фильм потрясающими импровизациями на фортепиано. Его низкий голос вкрадывался и вплетался в нить повествования, украшая и расцвечивая ее новыми тонами.

На «десерт» оставили эмигрантку из Львова немку Марьяну Садовскую. Чернявая барышня в белой блузе и широких черных брюках уселась за пианино, уронила руки на клавиши и так ностальгично затянула «Институтку», что захотелось грамм сто водки или коньяка. Затем была история о грустном клоуне, традиционное «меня засосала опасная трясина» и «Ах, Одесса, жемчужина у моря». Садовской удалось полностью перенести в атмосферу дешевых кабаков, где пропивают горькую судьбинушку одесситы-эмигранты в далекие 30-е годы прошлого века. Собственно, именно в 20-30 годах и были сняты все фильмы, показанные на морвкозале под открытым небом на выходные.

Кроме ретро-программы в этом году организаторы попытались удивить и современным экспериментальным кино. В одном из одесских арт-центров два дня крутили голландские, грузинские, болгарские и английские ленты, подобранные куратором из Голландии Ханной Боон. На экспериментальном кино пили белое и красное вино босиком под открытым небом.

Фото: Николай Вдовенко


Реклама

Популярні матеріали

Українська кухня: веганські рецепти на сніданок, обід і вечерю...


Чай із кульбаби: корисні властивості, правила приймання та...


Old money — естетика, яка ніколи не вийде з моди: складаємо образи...


Читайте також
Популярні матеріали