Одесский театр оперы и балеты считается одним из красивейших зданий мира. Его стены расписаны сусальным золотом, а архитекторы изваяли более сотни скульптур внутри и снаружи здания. В этом году одесситов и гостей города решили удивить не только оболочкой, но и содержанием. С 1 по 6 июня «Первый Международный фестиваль искусств в Одесской Опере» собрал звезд мирового балета и оперы под одной крышей.
Грандиозное открытие готовили несколько дней: мастера монтировали сцену прямо перед входом в театр. По эскизам итальянского дизайнера Алессандры Полумено изготовили четырехметровые колонны, украшенные египетскими фресками, четырех сфинксов и пошили богатые наряды для артистов.
Над Одессой даже разогнали тучи, чтобы ливший сутра дождь не испортил праздника открытия. Ведь именно на открытии фестиваля впервые в Одессе исполняли арию под открытым небом. Правда, организаторы не смогли подогреть воздух, потому к концу первого акта зрительские ряды опустели. Люди попросту замерзли. А балетная труппа, одетая в эффектные короткие платьица и юбочки, прыгала за кулисами, чтобы согреться. Видимо, из-за холода им так и не удалось станцевать синхронно ни одного танца. Зато наряды красиво развевались прохладным ветром, добавляя драматизма трагедии Джузеппе Верди «Аида».
Одним из самых ярких дней фестиваля стал бенефис гениального балетмейстера Владимира Васильева. В 50-е гг. прошлого века Владимир совершил революцию в мужском балете. Его прыжки, полеты и эффектные позы даже сейчас не оставляют равнодушными. Собственно, бенефис и начался с демонстрации советской хроники. Каждый эпизод зрители приветствовали бурными аплодисментами. Сам 72-летний балетмейстер не стал танцевать, но щедро делился воспоминаниями и актерскими байками, а также представил созвездие молодых исполнителей. Солисты Большого театра и ведущие танцовщики StaatsBalet Berlin во главе с руководителем труппы Владимир Малаховым исполнили лучшие номера Васильева. Декорациям к номерам послужили картины гениального танцовщика. А в завершение вечера Владимир Васильев читал стихи. Впрочем, несмотря на легкие прыжки и головокружительные вращения молодежь доказала, что замены Васильеву пока еще нет.
На третий день на сцене оперного сверкали «Звезды мирового балета» – солисты Государственного балета Берлина, Баварской Оперы, Гамбургского балета, Мариинского и Большого театров, а также Киевский национальной Оперы. Движения артистов поражали своей точностью, эффектностью и эмоциональностью. Они парили над сценой, превращались в вихрь, буквально летали под музыку Моцарта, Прокофьева и Монтеверди. Кроме классических «Спящей Красавицы», «Лебединого озера» и «Ромео и Джульетты» показали и номера современной хореографии. Так, немцы буквально шокировали зрителей откровенно сексуальными сценами хореографической постановки. Артисты целовались на сцене и танцевали полуобнаженными. Однако неизменно срывали бури аплодисментов. На такой балет действительно стоит идти.
Сегодня — завершающий день Фестиваля. На сцене оперного соберутся выходцы из Одессы, покорившие оперные подмостки разных театров мира, в частности, Италии, Франции, Германии и Испании.
Фото: Николай Вдовенко