Одесса Джаз Фестиваль: классики, юмористы и Цезари

На выходных в Одессе отгремел 2-й международный джазовый фестиваль. У входа в Филармонию, на три ночи превратившуюся в Джаз-республику, гостей встречали «Бешенные барабанщицы» в блестящих костюмах. Каждый вечер начинался минутой молчания в память о легендарной одесской джаз-певице Татьяне Боевой. Мы закрывали глаза и готовили уши для самой горячей музыки на свете.

День первый. Танцевальный. Фестиваль открыла живая легенда современного джаза — польский квинтет Збигнева Намысловского. Збигневу уже 73 года, он не раз носил титул «Джазмен года» и эпатировал публику музыкальными экспериментами с фольклором. Именно на него ставили многие гурманы джаза, покупая билеты. Что ж, поляки сыграли очень хорошо, но уж слишком академично.

Зато на следующих двух отделениях эпатажа хватало с головой. Горячая грузинка Атина Корнелиус из Asea Sool искусно играла голосом, взмывая ввысь и понижая тембр до нижних октав. Она вышла на сцену в черном пиджаке поверх футболки оверсайз, обтягивающих джинсах и эффектной черной же шляпе. Которую затем сменила на белоснежную папаху. Музыканты украинско-грузинского бенда искусно сочетали традиционные джазовые ритмы, рок-мотивы и мелодику напевов грузинских гор. И если грузины заставили зал пританцовывать, сидя на своих бархатных стульях, то гости из Южной Африки буквально сорвали слушателей со своих мест.

Четверка чернокожих парней с белоснежными улыбками «Soweto Entsha» прилетела прямиком из Южной Африки. И хотя поздоровались они на английском, пели преимущественно на родном зулусском. Завидев на сцене четверку, зал зашептался: «Bony M?». Правда, парни в одинаковых костюмах, сильно смахивающих на ношеную униформу, очень скоро заставили зал позабыть о легендах прошлого. Только голосами, а капелла они устроили настоящую феерию звука. Во время песен гости из Африки не уставали танцевать на полусогнутых ногах, подпрыгивать и прихлопывать в такт. Под зажигательные ритмы пара сальсеро сорвалась с мест в зале и исполнила зажигательный танец. Джазоманы долго аплодировал чернокожим солистам и те под конец исполнили легендарную «Малайку».

День второй. Европейский. Трое мужчин в классических черных рубашках, брюках и начищенных до блеска черных туфлях — таким открывал второй день немецкий джаз-бенд «KLAZZ brothers» (их название состоит из двух слов: Klassik и jazz). Немцы искусно обыгрывали классические произведения, например «Полет шмеля» или «Танец с саблями». А пианист Камачо колумбийского происхождения буквально танцевал за фортепиано. Затем к трио присоединилась рыжеволосая гречанка Мария Маркесини. Эффектная, стройная, в шикарном черном платье с греческими мотивами она претендовала на роль звезды на фоне строго одетых мужчин. Но, к сожалению, вместо того, чтобы играть голосом, предпочла играть телом. Она изгибалась, вскидывала руки вверх, опускалась на корточки и использовала ноги вместо перкуссий. А затем показала талант пианистки. В противовес почти театральному представлению первого отделения швейцарцы из VEIN во втором говорили преимущественно языком музыки. Классическое джазовое трио: фортепиано, контрабас и ударные. Качественный ритм, слаженная подача и яркие сольные импровизации.

Но настоящим открытием дня стало выступление интернационального трио Brein’s Café из Австрии, Болгарии и Франции. Душой, главным модником и юмористом группы по праву назовем Георга Брайншмидта. Он покинул венский симфонический оркестр ради возможности играть джаз. К тому же в группе есть настоящий профессор джаза Высшей школы музыки в Лозанне (Швейцария) — скрипач Марио Форте. Музыканты так ярко и с юмором обыгрывали известные композиции, что зал срывался в неудержимые овации, а на скрипичном смычке порвались струны. Стоит ли говорить. Если даже сам контрабасист, пользуясь паузами, обматывал пальцы лейкопластырем, а затем снова принимался за струны!

День третий. Цезари джаза. Говорят, великий римский император умел писать, читать и говорить одновременно. Джазовые музыканты, покорявшие на третий день сцену одесского фестиваля, умудрялись играть на трех инструментах практически одновременно. Так, на пианино, синтезаторе и небольшом клавишнике исполнял свою музыку итальянец Кекко Форнарелли в составе трио его имени.

Молодые французы из Paradox играли на двух-трех инструментах одновременно. Так, гитарист перебирал струны, клавиши синтезатора и перкусии. Саксофонист во время концерта чередовал альт-саксофон и бас-кларнет, одновременно поигрывая на семплере. А барабанщик переключался с ударной установки на перкуссии. Получилась у них этакая смесь электронной музыки и джаза. От которой пришли в восторг фанаты клубной жизни, в то время, как любители классики только удивленно пожимали плечами.

Финальные аккорды вечера поставили признанные маэстро фортепиано одесситы Юрий Кузнецов и Сергей Терентьев. Сначала они играли соло, потом одновременно ударили по клавишам двух фортепиано. Под эти зажигательные ритмы на сцене снова появились французы.

Вместо послесловия. Оказалось, за редким исключением, что современные джазовые музыканты предпочитают фракам и бабочкам джинсы и рубашки светлых тонов, а также кеды. Единственное русское слово, которое знакомо практически всем джазовым музыкантам мира, это «Спасибо». По окончании концертов центр джазовой жизни перемещался в ресторан «Бернардацци», расположенный аккуратно под Филармонией. Здесь в более раскрепощенной обстановке гости играли на сцене и угощались одесскими напитками и кухней.

Фото: Николай Вдовенко


Реклама

Популярні матеріали

Незамінний аксесуар цієї весни: як правильно підібрати колготки...


Які босоніжки нам потрібні цієї весни


Пісна страва: пиріг з горошком і цибулею за 20 хвилин  


Читайте також
Популярні матеріали