Как понять и принять современное искусство?

Натюрморты Сезанна, пейзажи Моне, портреты Ренуара, жанровые картины Репина — все это в свое время вызывало смех, критику или протест. Но смелые арт-дилеры делали ставку на новое слово в искусстве — и выигрывали. О самых известных стартапах рассказывает Елена Скачкова

Пикники, дамы с зонтиками, морские пейзажи — в наше время работы импрессионистов понятны, как инстаграм-страничка глянцевого фотографа: набор красивых впечатлений. Но поначалу слово «импрессионизм» было скорее пренебрежительным: журналист Луи Леруа применил его к выставке «Салона отверженных» с насмешкой. В итоге термин прижился, стиль тоже, а Леруа заработал репутацию непрозорливого человека.

Поддаться интуиции, выбрать хорошего художника и приобрести его работу — это почти как вложиться в исследования Стива Джобса и таким образом помочь айфону появиться на свет.

В одной из статей для BBC обозреватель Александр Кан справедливо заметил, что импрессионизм был стартапом. Арт-дилер, который помог французскому новшеству состояться — Поль Дюран-Рюэль. Изначально его семья торговала традиционным искусством, но молодой предприниматель поставил на новинку — и выиграл, хоть и не сразу. Он печатал каталоги, убеждал коллекционеров в перспективности импрессионизма и даже выставлял его себе в убыток, чтобы однажды перевезти этот стиль через океан. Первые триста картин импрессионистов Дюран-Рюэль показал в Нью-Йорке в 1886 году. Выставка имела большой успех, и уже в 1888 году арт-дилер смог открыть постоянную галерею. Упорство и вера в идею привели к победе.

Как-то раз Амбруаз Воллар зашел в мастерскую к малоизвестному Сезанну и скупил все работы оптом — а это полторы сотни полотен. Когда Гоген прятался от цивилизации на Таити, Воллар написал ему и заочно приобрел островные картины мастера. Он неоднократно покупал полотна Пикассо «голубого» и «розового» периодов. Месье Амбруаз действовал согласно бизнес-принципу: купить дешево — сделать пиар — продать дорого. Без него Сезанн и Гоген не имели бы возможности продолжать свои поиски в искусстве.

Воллар предчувствовал тренды или создавал их — в общем, умел зарабатывать красиво. Он делал ставку на малоизвестных художников, затем помогал им стать знаменитыми (и дорогими). Кстати, именно он придумал выпускать арт-буки: приглашал художников иллюстрировать знаковые книги. Например, Шагал по заказу Воллара работал над Библией и произведениями Гоголя, а Дали — над «Алисой в Стране чудес». Портреты арт-дилера писали лучшие художники начала XX века. Одни хотели отблагодарить его за удачные продажи и за входной билет в мир прибыльного искусства, другие пытались таким образом создать рабочие отношения.

Даже традиционная скучающая «Аленушка» Васнецова в свое время была бунтаркой. Впервые картину представили на передвижной выставке. Товарищество передвижников начиналось с протеста: четырнадцать художников Академии искусств отказались рисовать конкурсную картину на заданную тему и требовали свободного выбора. После они объединились в Артель художников, затем в Товарищество, чтобы нести искусство в массы. Экспозиции гастролировали по стране и собирали залы. Репин, Шишкин, Крамской, Левитан — все они в разное время были передвижниками. Естественно, без помощи меценатов экспериментаторам пришлось бы сложнее, однако простая публика тоже неплохо их поддерживала, когда вход на выставку был платным. Риск себя оправдал, а художники доказали: прогресс нередко требует нарушения правил.

Это сегодня в музеях очереди на Марину Абрамович, а когда-то перформеров считали обыкновенными выскочками, которые хотят называться художниками, но рисовать не умеют. Как перформанс заслужил интерес? Большой шаг, даже прыжок в этом направлении совершил Ив Кляйн — и это был прыжок в пустоту. В буквальном смысле: художник сиганул со второго этажа на мат, но на снимках все выглядело как шаг в никуда. Перформанс стал своего рода ответом космонавтам: автор считал, что заглядывать во внутренний космос тоже важно, и Луна — не предел мечтаний. Вообще Кляйн сделал многое: например, исключил из формулы «голая натурщица + краски = картина» художника. Он просил девушек публично измазываться краской и кататься по холсту. Что это было, как не перформанс, вызов традиционному искусству? Кто-то даже усматривает в этом жест против эксплуатации сексуального образа женщин.

В наше время работы импрессионистов понятны, как инстаграм-страничка глянцевого фотографа: набор красивых впечатлений.

Хороший перформанс подразумевает смелость и долю безумия — к примеру, в 1971 году Крис Бурден попросил ассистента, чтобы тот прострелил ему руку на публике. Одни подумали, что художник свихнулся, другие увидели в этом акт против войны во Вьетнаме. Так или иначе, Бурден подчеркнул: важен не только жест художника, но и то, как он сыграет с воображением зрителей. Для пытливого ума все служит пищей. Художник дает импульс, перемены творятся общими усилиями.

Марина Абрамович укоренила в публичном пространстве мысль, что жизнь (впрочем, как и смерть художника) — одно большое произведение, где все переплетено. Она научилась сотрудничать со звездами, глянцем, красиво вплетать перформанс в коммерческую рекламу — в общем, не дала поп-культуре съесть себя, как коррозия, но начала играть с ней по своим правилам. Художница стала одной из первых перформеров, которые дождались признания при жизни.

Станет ли когда-нибудь классикой то, что сегодня кажется странным? В том то и чудо: никто не знает. Художник развивается поэтапно, экспериментирует, а прозорливые коллекционеры поддерживают его на этом пути. Вот почему покупка искусства — не только покупка интересной вещи, но и вклад в прогресс. Поддаться интуиции, выбрать хорошего художника и приобрести его работу — это почти как вложиться в исследования Стива Джобса и таким образом помочь айфону появиться на свет. Например, рядом с нами молодая художница Дарина Микитюк пишет яркие картины акрилом и темперой, Сергей Пискунов создает гиперреалистичные композиции, а Даниил Галкин несколько лет исследует связи в проектах экспериментальной арт-группы 2222. Украинское искусство многогранно, оно развивается, ищет свои пути роста. В общем, есть из чего выбрать и купить, пока прозорливый Воллар нашего времени не сделал эти шедевры недосягаемыми.

 

 

Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали