Yves Saint Laurent in Museums: диалог искусства и моды в наследии великого кутюрье

60-летие дебюта Ива Сен-Лорана отметили в Париже серией выставок его знаковых творений, интегрированных в постоянные экспозиции самых престижных музеев

Будучи одним из первых, кто представил искусство на подиуме, Ив Сен-Лоран не только искусно интерпретировал его в моде, но и сам был и модой, и искусством одновременно.

29 января в Париже стартовала серия выставок «Yves Saint Laurent in Museums», которая проходила до 16 мая в шести музеях Парижа, а именно: Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Музей современного искусства города Париж, Лувр, Музей Орсе, Музей Пикассо и Музей Ива Сен-Лорана.

29 января, 60 лет назад, состоялся первый показ всемирно известного кутюрье и революционера мира моды Ива Сен-Лорана под собственным именем. Будучи в постоянном диалоге с искусством, которое переживало большие трансформации в 20-м веке, модельер отражал его в своей работе.

«Мне нравятся другие художники, но те, кого я выбрал, были близки моему творчеству, вот почему я обратился к ним. Мондриан, конечно, был первым, к кому я осмелился приблизиться в 1965 году и чья строгость не могла не очаровать меня, но также и Матисс, Брак, Пикассо, Боннар и Леже. Как я мог устоять?» — Ив Сен-Лоран.

Ив Сен Лоран

Ив Сен-Лоран. Фотограф Жанлуп Сифф, 1971

В контексте этой серии выставок, посвященной Иву Сен-Лорану, Центр Помпиду примечателен тем, что именно здесь 20 лет назад состоялся знаменитый ретроспективный показ мод Saint Laurent, который ознаменовал завершение его многолетней карьеры. Это было грандиозное мероприятие, которое собрало на одном подиуме лучших моделей и знаковые наряды за годы работы.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми из них в хронологическом порядке их создания.

Оммаж Мондриану. Коллекция осень-зима 1965

Коктейльное платье, напоминающее полотна абстракционистов, — оммаж нидерландскому художнику Питу Мондриану. Оно является частью одной из самых известных и успешных коллекций YSL. Как и сама картина Composition in red, blue and white II, платье выполнено в трех цветах.

Коллекция «Мондриан» была выпущена во времена либерализации взглядов общества и отлично отображала ее тенденции и настроения. Она отличалась от того, что создавал Ив Сен-Лоран до этого. Но он этого и хотел.

Изменить привычную формулу ему помогла коллекция Андре Куррежа 1965 года, в которой был заявлен новый взгляд на длину женского платья до колен. Она подтолкнула Ива в желаемом направлении.

«Я застрял в традиционной форме элегантности и Куреж вытащил меня из нее. Его коллекция зарядила меня. Я сказал себе: "Я могу найти лучше"», — Ив Сен-Лоран.

  • Коктейльное платье Yves Saint Laurent, коллекция осень-зима 1965
    Коктейльное платье Yves Saint Laurent, коллекция осень-зима 1965
  • Картина Пита Мондриана «Композиция в красном, синем и белом II», 1937
    Картина Пита Мондриана «Композиция в красном, синем и белом II», 1937
  • Оригинальный эскиз коктейльного платья Yves Saint Laurent, коллекция осень-зима 1965
    Оригинальный эскиз коктейльного платья Yves Saint Laurent, коллекция осень-зима 1965
  • Обложка французского Vogue, 1966
    Обложка французского Vogue, 1966
  • Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002
    Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002

Оммаж Pop Art. Коллекция осень-зима 1966

После успешной коллекции «Мондриан», посвященной абстрактному искусству, последовала еще одна. В 1966 году Ив Сен-Лоран представил миру оммаж поп-арту.

Одно из платьев этой коллекции посвящено творчеству американского художника Тома Вессельмана. В музее его дополняет картина Гэри Хьюма. Наличие анатомических деталей на картине и платье визуально объединяет два экспоната.

  • Вечернее платье Yves Saint Laurent, коллекция осень-зима 1966. Картина Гэри Хьюма «Луна», 2009
    Вечернее платье Yves Saint Laurent, коллекция осень-зима 1966. Картина Гэри Хьюма «Луна», 2009
  • Great American Nude #2, Том Вессельман, 1961
    Great American Nude #2, Том Вессельман, 1961
  • Эскиз и спецификация для вечернего платья Yves Saint Laurent, коллекция осень-зима 1966
    Эскиз и спецификация для вечернего платья Yves Saint Laurent, коллекция осень-зима 1966
  • Обложка журнала Life, 1966
    Обложка журнала Life, 1966
  • Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002
    Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002

Еще одно платье с аппликациями из коллекции осень-зима 1966, посвященное юношескому духу поп-арта, дополняет ряд абстрактных пейзажей Этель Аднан Sans titre.

«Находясь постоянно под влиянием живописи, я обязан своей июльской коллекцией 1966 года американским художникам, таким как Вессельман, Рой Лихтенштейн. Все мои платья были освещены пейзажами, луной и солнечным светом», — Ив Сен-Лоран.

  • Коктейльное платье Yves Saint Laurent, коллекция осень-зима 1966
    Коктейльное платье Yves Saint Laurent, коллекция осень-зима 1966
  • Коктейльное платье Yves Saint Laurent, коллекция осень-зима 1966. Картины Этель Аднан «Sans titre»
    Коктейльное платье Yves Saint Laurent, коллекция осень-зима 1966. Картины Этель Аднан «Sans titre»
  • Оригинальный эскиз коктейльного платья Yves Saint Laurent, коллекция осень-зима 1966
    Оригинальный эскиз коктейльного платья Yves Saint Laurent, коллекция осень-зима 1966
  • Life magazine, 1966
    Life magazine, 1966
  • Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002
    Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002

Libération. Коллекция весна-лето 1971

В одном из залов Центра Помпиду в паре с картиной французского художника Мартиалла Райса «Сделано в Японии», которая послужила источником вдохновения для Ива Сен-Лорана, представлена короткая шубка из той самой «скандальной» коллекции.

Длина мини, широкие плечи, яркий макияж, обувь на платформе, топы-бюстгальтеры — в начале 70-х Ив Сен-Лоран устроил очередной переполох в мире моды. Новая коллекция, посвященная военным 40-х, когда Париж был в оккупации, и вдохновленная Паломой Пикассо, которая одевалась на блошиных рынках, вызвала целую волну негодования от клиентов до модных критиков.

​​Сам Ив Сен-Лоран отзывался об этом так: «Чего я хотел добиться? Шокировать публику и заставить ее думать».

Великого кутюрье не случайно называли революционером в моде: спустя время использование стиля ретро окрестили новаторством. 

  • Шуба Yves Saint Laurent, коллекция весна-лето 1971
    Шуба Yves Saint Laurent, коллекция весна-лето 1971
  • Шуба Yves Saint Laurent, коллекция весна-лето 1971. Картина Мартиалла Райса «Сделано в Японии», 1964
    Шуба Yves Saint Laurent, коллекция весна-лето 1971. Картина Мартиалла Райса «Сделано в Японии», 1964
  • ELLE, 1971
    ELLE, 1971
  • Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002
    Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002

Оммаж Пикассо. Коллекция осень-зима 1979

В зале с работами Сони и Роберта Делоне выставлено платье из коллекции 1979 года, которое посвящено Пабло Пикассо. Ив Сен-Лоран интересовался творчеством супругов Делоне. Кроме того, Соня, которая, кстати, родилась и провела детство в Украине, была знакома с Пикассо.

Ив Сен-Лоран отзывался о Пикассо, как о гении в чистом виде, наполненном жизнью и искренностью.

«Пикассо — это не о чистоте. Пикассо — это барокко», — Ив Сен-Лоран.

  • Платье Yves Saint Laurent, коллекция осень-зима 1979
    Платье Yves Saint Laurent, коллекция осень-зима 1979
  • Картина Сони Делоне «Бал Буллье», 1913
    Картина Сони Делоне «Бал Буллье», 1913
  • Показ коллекции Yves Saint Laurent осень-зима 1979
    Показ коллекции Yves Saint Laurent осень-зима 1979
  • Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002
    Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002

Оммаж Матиссу и Леже. Коллекция осень-зима 1981

Среди всех художников, которым посвящал свои творения Ив Сен-Лоран, ключевое место занимает Анри Матисс. Его знаменитую интерпретацию румынской блузы французского художника можно встретить в Помпиду в паре с самой картиной в начале выставки.

«Я люблю восточноевропейские традиционные костюмы. Они имеют чрезвычайно простой крой. Румынская блузка не относится к определенной эпохе. Этот тип крестьянской одежды стоит на страже своего времени и никогда не выходит из моды», — Ив Сен-Лоран.

  • Ансамбль Yves Saint Laurent из коллекции осень-зима 1981
    Ансамбль Yves Saint Laurent из коллекции осень-зима 1981
  • Ансамбль Yves Saint Laurent из коллекции осень-зима 1981. Картина «Румынская блуза», Анри Матисс, 1940
    Ансамбль Yves Saint Laurent из коллекции осень-зима 1981. Картина «Румынская блуза», Анри Матисс, 1940
  • Картина «Румынская блуза», Анри Матисс, 1940
    Картина «Румынская блуза», Анри Матисс, 1940
  • Показ коллекции Yves Saint Laurent осень-зима 1981
    Показ коллекции Yves Saint Laurent осень-зима 1981
  • Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002
    Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002

Рядом с известной полихромной скульптурой 1952 года Фернана Леже La Fleur polychrome представлен ансамбль из черного бархатного топа с асимметричным вырезом и роскошной юбкой в пол, расшитой яркими аппликациями из атласа и тафты из коллекции осень-зима 1981.

  • Ансамбль Yves Saint Laurent из коллекции осень-зима 1981. Полихромная скульптура «Подсолнух», Фернан Леже, 1952
    Ансамбль Yves Saint Laurent из коллекции осень-зима 1981. Полихромная скульптура «Подсолнух», Фернан Леже, 1952
  • Полихромная скульптура «Подсолнух», Фернан Леже, 1952
    Полихромная скульптура «Подсолнух», Фернан Леже, 1952
  • Показ коллекции Yves Saint Laurent осень-зима 1981
    Показ коллекции Yves Saint Laurent осень-зима 1981
  • Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002
    Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002

Оммаж Браку. Коллекция весна-лето 1988

На создание кейпа из кутюрной коллекции весна-лето 1988 года Ива Сен-Лорана вдохновила картина основоположника кубизма Жоржа Брака «Ария Баха», которую он увидел годом ранее в Помпиду. 

  • Кейп Yves Saint Laurent из коллекции весна-лето 1988
    Кейп Yves Saint Laurent из коллекции весна-лето 1988
  • Кейп Yves Saint Laurent из коллекции весна-лето 1988. Картина Пабло Пикассо «Скрипка», 1914
    Кейп Yves Saint Laurent из коллекции весна-лето 1988. Картина Пабло Пикассо «Скрипка», 1914
  • Эскиз и спецификация для коллекции весна-лето 1988
    Эскиз и спецификация для коллекции весна-лето 1988
  • Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002
    Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002
  • Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002
    Ретроспективный показ Saint Laurent, весна 2002

Текст: Леся Пахарина 


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы