Антверпенская шестерка: кто они и как изменили мир моды. Дрис Ван Нотен

История моды

Мир моды — место чрезвычайно жестокое. Здесь не прощают ошибок, а твоему успеху радуются, стиснув зубы. Большие бренды годами находятся в состоянии холодной войны между собой и делают все возможное, чтобы переиграть конкурентов. Креативных директоров переманивают, а если это не удается, уничтожают их репутацию, как в случае с Гальяно. Даже в рамках одного конгломерата совет директоров внимательно следит, чтобы успех одного бренда не омрачал других, как это произошло с Дэниелем Ли в Bottega Veneta. И во всем этом «кровавом море» молодым независимым дизайнерам сложнее всего.

Громко заявить о себе, обрести желаемую популярность и найти спонсоров, чтобы масштабировать свой бренд, — все это граничит с фантастикой. Молодым талантам, как минимум, нужно показать что-то такое, чего раньше никто не делал. Вызвать фурор на подиуме, однако не какой-то глупостью, а чем-то действительно красивым, интересным, а главное — свежим для мира фэшн.

Самым ярким примером такого успеха можно считать Антверпенскую шестерку. Больше о дизайнерах, которые в нее входят, рассказывает стилист и fashion-колумнист Егор Воронкин.

Антверпенская шестерка — это шесть бельгийских дизайнеров-авангардистов, выпускников Королевской академии изящных искусств в Антверпене.

Состав группы таков: Дирк Биккембергс, Вальтер ван Бейрендонк, Анн Демельмейстер, Дрис Ван Нотен, Дирк Ван Саен и Марина Йи. Их история началась в 1986 году, когда они сели в один фургон и прибыли в Лондон, чтобы принять участие в British Designer Show. После этого дня о них заговорил весь мир.

Вместе молодые люди продемонстрировали деконструкцию как создание и уничтожение форм и кодов в одежде. Радикальные, смелые и не похожие ни на кого они обозначили Антверпен на модной карте мира. О них заговорили как о первых последователях японского деконструктивизма и как о революционерах и будущем фэшн-индустрии.

Но кто же они и чем запечатлели свое имя в истории современной моды? Герой первого материала — Дрис Ван Нотен.

Среди всех участников дизайнерской группы именно Дрис Ван Нотен считается коммерчески успешным модельером. Он родился в 1958 году в Антверпене в третьем поколении семьи портных. Его родители имели свой магазин одежды и ателье при нем. В будущем именно Дрис должен был унаследовать их дело.

Но случилось не так, как предполагалось: молодой Ван Нотен решил, что одежду гораздо интереснее создавать самому, чем продавать, и выбрал профессию дизайнера. Когда Дрису исполнилось 18 лет, он начал изучать дизайн моды в Королевской академии Антверпена.

После окончания школы получил свою первую работу внештатного дизайнера-консультанта одного из местных брендов, а уже в 1986 году выпустил свою коллекцию мужской одежды. Слухи о молодом гении быстро разлетелись в модных кругах, и почти сразу поступили заказы от таких престижных клиентов как Barneys New York, Pauw в Амстердаме и Whistles в Лондоне.

В сентябре того же года Дрис открыл первый крошечный бутик своего имени в Антверпене. Потом появляются магазины в Париже, Токио, Лондоне. С начала карьеры Ван Нотен фокусируется на выпуске как женских, так и мужских коллекций дважды в год: весна/лето и осень/зима, предлагая клиентам полный гардероб на все случаи жизни.

Коллекции дизайнера всегда отличались от того, что предлагали в широком модном обществе. Он не гнался за трендами, а делал красоту в том виде, в каком сам видел ее.

«В 1990-е все как один создавали минималистические концептуальные коллекции, а я в то время украшал свои вещи пестрыми принтами и вышивкой. Мне не нравится, когда навязывают правила, заставляют всех одеваться одинаково. Потому я стараюсь сломать стереотипы. Плыть против течения. К примеру, многие считают, что платье для красной дорожки не может быть с цветочным принтом. Но в 2008 году я доказал, что это не так — одел Кейт Бланшетт на «Оскар» в наряд с вышитыми на подоле бутонами», — говорит Дрис Ван Нотен.

В том же году он дебютировал с мужской коллекцией в Париже, и уже в июне Совет дизайнеров моды Америки (CFDA) удостоил Дриса званием «Международный дизайнер года». Очень скоро, в декабре, он получает звание «Королевский дизайнер индустрии» (RDI) в Лондоне.

Год спустя Фламандская торговая палата (VOKA) включила Ван Нотена в Galerie des Eminents, а Фламандская королевская академия Бельгии вручила ему золотую медаль Gouden Penning за вклад в развитие национальной модной индустрии. Позже бренд Dries Van Noten был награжден премией Совета Кутюр за артистизм в моде Couture Council of the Museum FIT в Нью-Йорке.

В мае 2010 года Дриса Ван Нотена пригласили возглавить судейскую комиссию на 25 фестивале международного департамента моды и фотографии во французском городе Йер.

2014 год начался с торжественного открытия «Inspirations» — первой выставки Dries Van Noten, в которой представлены его проекты и искусство в Musée des Arts Décoratifs (Музей декоративного искусства в Париже).

За 30 лет Ван Нотен зарекомендовал себя как интеллектуальный дизайнер, способный транслировать разнообразные идеи со сложными цветами и необычными силуэтами. Среди клиентов Дриса были и остаются Мишель Обама, Мэрил Стрип, Джулия Робертс и Рианна.

В 2017 году на широкий экран выходит фильм о Дрисе Ван Нотене с одноименным названием. Лента посвящена не только его творческому пути и становлению как дизайнера, но и личной жизни с многолетним партнером Патриком Вангелуве. Слоган фильма — «интимный портрет дизайнера».

Перед выходом кино в интервью для Dazed Дрисса спросили: «Какой человек вдохновил вас на работу больше всего?».

«Список очень длинный, — ответил он. — На протяжении всей моей карьеры меня вдохновляли совершенно разные люди. От Фрэнсиса Бэкона до Вассарели, Коко Шанель и Кристиан Диор. Сесила Битон, много музыкантов, архитекторов... Список бесконечен. Когда мы учились в Королевской Антверпенской академии, нас учили искать вдохновение во всех и всем, везде. Моя семья тоже была большим вдохновением для меня в молодом возрасте. А позже им стал и Патрик».

Еще одним большим вдохновением дизайнера является его сад. Территория площадью 22 гектара окружает здание, построенное в 1840 году в пригороде Антверпена. Именно прогулки по саду, выращивание цветов и уход за ними способствуют тому, что Дрис находит интересные цветовые сочетания, формы и содержание для новых коллекций. Он собственноручно ухаживает за цветами и кустарниками, фруктовыми деревьями и газоном. Ван Нотен любит угощать своих сотрудников и гостей шоурума в штаб-квартире собственноручно сделанным вареньем.

В 2018 году Ван Нотен продает большинство своих акций испанскому конгломерату Puig, владеющему брендами Nina Ricci, Carolina Herrera и Paco Rabanne. Свое решение Дрис Ван Нотен прокомментировал так:

«Я искал сильного партнера для своей компании, которую растил более 30 лет. Я счастлив, что Антверпен и моя команда останутся ядром компании. Мы готовы осуществить наши мечты вместе».

Однако среди инсайдеров распространится информация о том, что несколько последних неуспешных коллекций-экспериментов Ван Нотена и высокие цены подвели его к грани банкротства, выходом из которого стала крупная продажа акций. Уже впоследствии в бренде появится косметическая линейка, направленная на охват широких масс покупателей.

Сейчас главный офис Ван Нотена базируется в Антверпене на улице Годефридускаай. Штаб-квартира включает в себя отдел выставочного зала с архивными моделями, маркетинг-отдел, бухгалтерию, офис самого Дриса, а также торговый зал и архив. Говоря о будущем своего бренда, дизайнер подчеркивает, что не стремится покорить весь мир и обладать огромной модной империей. Напротив, он хочет создавать нишевый и, прежде всего, качественный продукт.

«Я действительно хочу контролировать рост своего бизнеса. К примеру, мы не сильно развиваем электронную коммерцию и торговлю в интернете. У нас есть 550 торговых точек в мире, что немало, но и не так много. У нас до сих пор нет собственного магазина в Штатах и мы не очень распространены в Китае. На сегодняшний день у нас есть много возможностей для дальнейшего развития. Однако когда мы почувствуем, что рынок пользуется спросом, а наша компания сможет удовлетворить его без потерь в качестве, тогда мы сделаем следующий шаг», — убеждает Дрис.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы