(Не)известные шестидесятники: о творчестве украинской художницы и модельерки Любови Панченко

Художница, которая возрождала украинскую культуру

Имя украинской художники Любови Панченко часто терялось среди известных шестидесятников. Художнице часто отказывали в выставках и публикациях — ее стиль неохотно воспринимался навязчивыми правилами Советского Союза.

Во времена хрущевской оттепели Любовь Панченко, жительница села близ Бучи, возрождала украинскую культуру — свою смелость она демонстрировала на картинах и в процессе пошива одежды. Так и сформировался особый стиль художницы.

Купала

Несмотря на высокое профессиональное мастерство, шестидесятница не входила в Национальный союз художников Украины.

«Те, которые туда входили, работали под чужую дудку, а я под свою. Мне всю жизнь навязывали политику, а я была далека от нее. Но всегда та везде говорила на украинском языке», — комментировала художница.

30 апреля 2022 года 84-летней Любови не стало. Она месяц голодала во время российской оккупации в Буче.

Чем особенное творчество художницы и какое наследие она успела оставить, рассказываем в материале. Основным источником о художнице стал альбом «Любовь Панченко: возвращение».

Становление шестидесятницы

Еще с детства Любовь Панченко приучали к труду, поэтому семья не совсем поняла девочку, когда она заинтересовалась рисованием.

«…родителей беспокоило увлечение дочери — по рукам били, когда тянулась к карандашу. Ибо что это рисование? Развлечение и трата времени, а надо работать, потому что вся жизнь — это труд, и то нелегкий…», — рассказывает одна из авторов книги «Любовь Панченко: возвращение» Елена Лодзинская.

Несмотря на неодобрение родителей, Любовь поступила в Киевское училище прикладного искусства на отделение вышивки. Она выживала на скудную ученическую стипендию. Позже Любовь поступила в вечернее отделение факультета графики филиала Львовского полиграфического института имени И. Федорова. Ее жизнь изменилась после знакомства с киевским Клубом творческой молодежи — она шила народные наряды членам хора «Жаворонок», писала почти запрещенным нарбутовским шрифтом афиши для литературных вечеров, рисовала портреты Шевченко с цитатой «Боритесь, поборете!» и вышивала рубашки по просьбе знакомых. Любовь общалась с украинскими диссидентами: Аллой Горской, Людмилой Семикиной, Вячеславом Черноволом, Иваном Светличным и т.д.

Современная украинская одежда сквозь видение художницы

Любовь Панченко работала модельером современной украинской одежды, созданной по народным традициям. Ее стиль — сочетание традиционного кроя с изысканным ярким дизайном, в котором цветочные композиции и геометрические орнаменты не точно копируют образцы народного искусства, а представляют особое видение автора.

«Принесенная материя сразу ложилась на ровный стол, мастер задумчиво, но недолго смотрела на клиентку, и сразу бралась за ножницы. И пока хозяйка ткани мысленно прощалась со своим сокровищем, считая его безнадежно испорченным, Люба уже широкими стежками соединяла детали, а будущее изделие ложилось точно по фигуре. А потом было самое главное — колдовство над дизайном…Аппликация, вышивание, бахрома или подобранная толком делали эту свитку или жакет неповторимым произведением искусства, а счастливую владелицу (или владельца) — звездой», — описывает Елена Лодзинская в книге.

Из лоскутов разной ткани Любовь часто создавала коллажи-аппликации на прессованном картоне.

Девушка

Мамина сказка

Красная калина

Лилия

Творчество, полное подлинности

Творчество Любови Панченко наполнялось духом свободы и украинским национальным колоритом — на такое в СССР спроса не было.

В 1965 году из путешествия в Карпати художница привезла большую серию акварелей и рисунков, а затем неоднократно создавала лирические пейзажи родной Бучи, Ирпеня и Киева, привозила зарисовки из поездки на Кавказ и на скорую руку делала портреты друзей.

Серия «Карпаты»

Любовь Панченко увлекалась декоративной росписью — на ее бумаге возникали композиции из цветов и птиц, зверюшек, а также рисунки казаков и девушек в вихре танца. Такие сюжеты часто получали названия из украинских песен и поговорок.

Вихрь

Веселая вдова

Бучанская весна

Когда Надежда Светличная и Николай Плахотнюк создали общественную организацию «Музей шестидесятничества», то Любовь Панченко разрешила выбрать около 150 акварелей и декоративных росписей для использования в выставочной работе. В 2019 году художница решилась передать и остальной архив. Благодаря такому решению все ее творчество сохранилось.


Реклама

Популярные материалы
Читайте также
Популярные материалы