Почему социальные сети заставляют нас бояться реальности?

С реальностью у нас и раньше были проблемы. Но теперь есть конкретная причина — фейсбук, твиттер и в особенности инстаграм. 

Заходя туда, ты видишь, как у всех вокруг все хорошо, и в очередной раз понимаешь, как у тебя все плохо. Идеальные дети, мужья и квартиры, все вокруг пьют спритц апероль, занимаются йогой, встречаются с интересными людьми — и все это не покидая любимого бассейна где-нибудь на Бали. И только ты стоишь в очереди в «Ашане», а завтра выходной и можно будет наконец вымыть плиту.

Психологи просят не доверять фильтрам: это неправда, жизнь женщины в бассейне трудна и неприятна, она специально так красиво все фотографирует, только чтобы позлить вас. Но процесс уже запущен. FOLO (fear of life offline, в дословном переводе — «боязнь жизни офлайн») теперь новый тренд. Каким будет наш несимметричный ответ? Правильно. Мы дотащим пакеты из супермаркета, извлечем оттуда какой-нибудь авокадо и заинстаграмим его так, чтобы даже на Бали стало понятно — наша жизнь полна красок и по-настоящему важных моментов.

Чем дольше мы просматриваем ленту новостей, пестрящую яркими событиями из жизни наших френдов, тем более завистливыми, жалкими и ненужными себя чувствуем.

Можно еще хештег #nofilter, чтобы сразу расставить по местам, кто здесь пытается себя показать, а у кого — реальная жизнь. Беда в том, что авокадо — это такой овощ (фрукт? корнеплод?), что с первого раза никогда не получается. И вот, убив полтора часа на поиски нужного освещения и ракурса, мы наконец можем предъявить миру случайный и настоящий момент своей жизни.

«Я делала более полусотни снимков, пока не получался тот, что надо, а потом сто лет обрабатывала его в приложениях», — признается звезда инстаграма Эссина О’Нилл. Ей 19 лет, у нее полмиллиона подписчиков и в конце прошлого года она совершила громкий каминг-аут из инстаграма в реальную жизнь. Эссина удалила из своего аккаунта более двух тысяч снимков, а под оставшимися написала, какие они ложь и неправда. «Всё постановка, это платье я даже ни разу не носила — надевала, только чтобы сфотографироваться... А здесь я довела свою младшую сестру до истерики, заставляя ее фотографировать снова и снова, пока не получился снимок, который, как мне казалось, вам понравится…»

Как выяснил журнал Slate, при просмотре ленты инстаграма все еще хуже: на фото мы реагируем сильнее, чем на текст.

Именно желание понравиться, навязчивое стремление завладеть вниманием как можно большего числа людей Эссина считает своей главной проблемой. «Большую часть подросткового возраста я была помешана на социальных сетях и внимании общества…» Теперь Эссина не хочет славы и внимания. Она хочет, чтобы полмиллиона ее фолловеров перешли с инстаграма на ее личный сайт: «На этой платформе люди смогут обсуждать действительно важные проблемы, начнут жить реальной жизнью и менять наш мир к лучшему».

Эссина права: реальная жизнь — важная штука. А социальные сети вызывают депрессию. Уже давно известно о фейсбук-депрессии. Согласно результатам исследования Хьюстонского университета, чем дольше мы просматриваем ленту новостей, пестрящую яркими событиями из жизни наших френдов, тем более завистливыми, жалкими и ненужными себя чувствуем. Ученые утверждают, что после просмотра ленты настроение портится в среднем у каждого третьего пользователя.

Как выяснил журнал Slate, при просмотре ленты инстаграма все еще хуже: на фото мы реагируем сильнее, чем на текст. «Из фотографий вы получаете гораздо больше явных и скрытых сигналов о богатстве, успешности и счастье других, чем из обновления статуса на их страничке», — комментирует результаты исследования Ханна Краснова из Университета Гумбольдта в Берлине. «Когда вы видите умопомрачительные фото знакомого или коллеги, то стремитесь выкладывать еще более хвастливые изображения, чтобы переплюнуть его, — говорит Ханна. — Увидев ваши снимки, он в свою очередь захочет опубликовать что-нибудь еще. Цепная реакция саморекламы может завести очень далеко — так, что красивая картинка в социальных сетях не будет иметь практически ничего общего с реальностью».

Хорошо, а какая она, реальность? Какая из пятидесяти фотографий авокадо была настоящей? Самая первая? А если плохо получилось? Социальные сети, конечно, сильно испортили нам психику, но многие еще помнят, как это — фотографироваться не на фронтальную камеру айфона, а для паспорта, например. Что же это, дорогой мой, получилось? Это же не я, а какой-то выход из сумрака! «Простите, дорогой мой, но такова реальность», — отвечал хитрый фотограф, зная, что до изобретения цифровой съемки еще годы, и даже если сейчас вы заставите его переделать, то фотографий все равно ждать три-четыре дня, а результат будет такой же — просто потому, что художник так видит. 

Но ты-то знаешь, что все не так! Ты смотрел на себя в зеркало, надел костюм — вообще в настоящей жизни ты не носишь галстуков и костюмов, но тут, совсем как Эссина О’Нилл, надел специально для фотографии. И теперь тебе с этой фотографией жить. То есть реален ты и в паспорте, и в зеркале накануне. Только тебе самому в итоге решать, какую сторону выбрать.

Допустим, в инстаграме и фейсбуке сплошная неправда, фильтры, хештеги и альтернативно заваренный кофе. Но есть и другая сторона. Фотограф Ирина Попова нашла во «ВКонтакте» девушку, которую тоже зовут Ирина Попова. Всегда неприятно узнавать, что ты неоригинален и где-то есть человек, которого зовут так же. Более того — человек-то думает, что в первую очередь это его имя и фамилия. Затем фотограф Попова нашла «ВКонтакте» еще восемь тысяч Ирин Поповых и загрузила оттуда более 36 тысяч их фотографий. Никаких фильтров, спритц аперолей и хештегов #iwokeuplikethis. Даже если вы незнакомы с арт-проектом Ирины Поповой «Неоконченная книга принцессы», то все равно знаете, о чем идет речь: бесконечные фотографии на фоне настенных ковров, застолий и пляжей Шарм-эль-Шейха. Самая что ни на есть суровая реальность. И вместе с тем, разумеется, бесстыдное позерство и самореклама.

Так уж мы устроены — продолжаем создавать реальность. Возможно, на самом деле мы не такие приятные люди, какими кажемся друг другу на первом свидании. Наши дети не всегда заслуживают хештег #angelbaby. А у самих нас далеко не всегда хорошее настроение и желание написать (сфотографировать, перепостить) что-нибудь красивое. Но надо стараться.

Предыдущая статья
Классика жанра: как выбрать идеальный костюм
Комментировать
Следующая статья
У Києві пройде Конференція справжніх тат
Последние новости