Не один дома: классика кино для рождественских каникул

Лукьян Галкин выбрал 5 небанальных фильмов для тех, кто останется дома на праздники и кому надоело смотреть «Иронию судьбы» и «Один дома»

«Римские каникулы» / Roman Holiday

(1953), реж. Уильям Уайлер

На самом деле нет никакой необходимости рекомендовать одну из величайших комедий всех времен в качестве подходящей для новогодних праздников – ну а когда же еще смотреть добрые сказки про принцесс и влюбленных в них благородных журналистов? Но можно пойти и более сложным путем. Есть такой фильм – «Это случилось однажды ночью» – безупречный эталон романтической комедии, знакомство с которой может навеки отбить интерес к представителям этого жанра просто потому, что ее действительно очень часто копируют. К тому же картина, на секундочку, завоевала еще и так называемую большую оскаровскую пятерку – статуэтки за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий и лучшие актерские работы. Кроме нее это удавалось лишь двум фильмам, максимально далеким от беззаботной любовной авантюры – «Пролетая над гнездом кукушки» (1975) и «Молчание ягнят» (1990). Чувствуете, как у ленты незримо добавляется вес?

К чему же это все? А вот к чему: снял «Это случилось однажды ночью» Фрэнк Капра, впоследствии создатель лучшего в мире новогоднего фильма «Эта замечательная жизнь» (1946). Капра задумывал «звездный ремейк» своего детища, но разногласия со студией вынудили отказаться от проекта. Ремейк достался Уильяму Уайлеру, который и сделал из компромиссной ленты с не самым солидным в мире бюджетом в полтора миллиона долларов хит под названием «Римские каникулы» с неземной Одри Хепберн и Грегори Пеком. Но наследие Капры, на стадии разработки проекта уже имевшего опыт сверхпраздничной «Этой замечательной жизни», в нем все равно ощущается: «Каникулы» похожи на «Это случилось однажды ночью» как родные братья с большой разницей в возрасте.

Кстати, сценарий для «Римских каникул» писал Далтон Трамбо, опальный сценарист, отсидевший год в тюрьме за отказ свидетельствовать против своих коллег (подробнее об этом – в фильме «Трамбо» (2015), который засветился в прошлом оскаровском сезоне). Из-за этого в титрах значилось чужое имя, а «Оскар» за картину Трамбо получил уже после смерти. Так что когда вы будете смотреть этот фильм, вооружившись знаниями о его истинном происхождении, вы будете восстанавливать историческую справедливость.     

  

 

«Земляничная поляна» / Smultronstället

(1957), реж. Ингмар Бергман

У Бергмана вполне недвусмысленная репутация автора жестоких и холодных шедевров, безжалостных семейных драм и исторических притч, в которых дела у героев неизменно идут по направлению от плохого к худшему. Может быть, мы немного сгустили краски, но «Земляничная поляна» в любом случае выбивается из общей картины – трогательная и остроумная, она выдерживает интонацию, которая куда теплее обычной режиссерской. Речь в фильме идет о пожилом профессоре, который вместе с невесткой отправляется на вручение почетного звания, по дороге вспоминает свою жизнь и встречается с разными людьми – словом, делает все, что велит хороший роуд-муви. «Земляничная поляна» вместе с вышедшей в том же году в разы более мрачной «Седьмой печатью» сделали Бергману имя, а уж сколько раз лента была процитирована всеми подряд (в том числе и Вуди Алленом, горячим поклонником Бергмана), и вовсе не счесть.

«Восемь с половиной» / 8½

(1963), реж. Федерико Феллини

Еще один фильм, проникнутый ностальгической интонацией со схожим горько-сладким привкусом. Во многом автобиографическая лента «Восемь с половиной» повествует о режиссере в состоянии вялотекущего творческого кризиса, а ее название ссылается на количество снятых Феллини фильмов. Картина принесла создателю третий «Оскар» в карьере и главный приз Московского кинофестиваля, с которым связана забавная байка. Говорят, что награда того киносмотра по плану должна была достаться производственной «заказухе» «Знакомьтесь, Балуев!», но жюри воспротивилось и вопреки давлению сверху отдало заслуженный приз Феллини. «Восемь с половиной» во многом основывается на потоке сознания и эклектике повествования, что создает эффект путешествия в сон кого-то, подозрительно похожего на Феллини. А есть ли лучшее время для таких вылазок, чем праздники?

  

«Амадей» / Amadeus

(1984), реж. Милош Форман

Именно Милош Форман снял упомянутую выше картину «Пролетая над гнездом кукушки», так что к работе над «Амадеем» он приступал уже в статусе маститого режиссера. Биографический фильм о Моцарте, которого вспоминает престарелый Сальери, собрал восемь премий «Оскар», солидную кассу и стал одной из ярчайших работ своего создателя (и своего времени). Увидели словосочетание «биографический фильм» и теперь думаете, листать ли дальше или сразу заснуть от скуки? Не торопитесь с решением.

Эмигрировав в Америку из Чехословакии, перфекционист Форман четыре года жил на полтора доллара в день, на которые регулярно приобретал колу и гамбургер. Нет, дело не в невостребованности, просто режиссер был недоволен качеством предлагаемых ему сценариев. Так что, завоевав признание, он бы вряд ли взялся за нечто негодное, правда? К тому же такого Моцарта вы еще не видели: Форман где-то откопал информацию о том, что смех гения звучал как «заразительное безумие», и выстроил вокруг этого крайне эксцентричный образ. К слову, музыковеды утверждают, что Сальери при жизни был популярнее Моцарта, и травить его не стал бы за неимением мотиваций, но красивый сюжет всегда лучше унылой действительности. Кстати, смотреть лучше полную версию, которая идет три часа. Не пугайтесь: есть вероятность, что по их истечении вы попросите добавки.

«Малхолланд Драйв» / Mulholland Drive

(2001), реж. Дэвид Линч

Наверное, когда-то вы смотрели этот фильм и ничего не поняли. Или не смотрели, но кто-то из ваших одержимых друзей прожужжал им все уши. Или посмотрели, собрали все увиденное в единую картинку, восхитились и решили пересмотреть заново, но так этого и не сделали. Во всех трех случаях красивая грустная сказка о любви и закулисье Голливуда будет куда полезнее, чем сотый просмотр «Один дома». Ладно, скажем честно: почти что угодно будет полезнее.

Изначально «Малхолланд Драйв» должен был стать сериалом, и окрыленный Линч работал над трехчасовым(!) пилотом. Но после, согласно его воспоминаниям, на полдороги к нему прислали представителя студии, который должен был ознакомиться с проделанной работой. Дальше произошла форменная катастрофа: представитель студии смотрел раннюю версию «Малхолланд Драйва» в шесть утра между первой и второй чашками кофе, да еще и разговаривая по телефону. Не поверите, но он ничего не понял. И непонимание свое донес студии, которая запаниковала и закрыла проект.

Отснятый материал больше года пробыл в подвешенном состоянии, и никакого фильма бы не случилось, не приди к Линчу гениальная идея. Отсюда резкий поворот истории на исходе второй трети – ведь режиссеру нужно было как-то объяснить все сюжетные арки, которые он планировал раскрывать на протяжении нескольких сезонов. Так что «Малхолланд Драйв» – шедевр не только в драматургическом и повествовательном, но еще и в производственном смысле. И да, это не самый веселый в мире фильм, но его красота с лихвой компенсирует минорный настрой. К тому же немного светлой грусти никогда и никому не мешало. Да зачем я вас уговариваю? Скорее идите смотреть Линча!


Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали