Новая благотворительность: как и почему мы должны помогать людям?

Почему благотворительность стала лучшей модной тенденцией последних лет, выясняла Лена Скачкова

Сначала человечество изобрело монеты, чуть позже — традицию делиться ими. Случилось это еще до нашей эры, а широкое распространение получило в Древней Греции. Цепочка такая: английское слово charity произошло от латинского caritas, которое означает то же, что греческое агапэ — любовь к ближнему.

А вот критика подаяния появилась намного позже и была оскароносной — в том смысле, что генерировал ее Оскар Уайльд. По мнению писателя, подающий уличным беднякам дает несчастным не удочку, но рыбу, то есть не вникает в проблему, а желает разово отделаться от назойливой информации. Другое дело — помощь осознанная. Когда ты знаешь, кого поддерживаешь и зачем, мир постепенно становится лучше.

Помогать можно по-разному: финансами, информацией, поступками. С деньгами вроде все более или менее понятно: находите фонд с хорошей репутацией (ее важный признак — прозрачная отчетность и системный подход) и перечисляете сумму. Можно оказывать адресную помощь конкретным людям или делиться знаниями и умениями. Например, в июне в Украине прошла серияязыковых лагерей GoСamps: активисты организации GO Global пригласили волонтеров из 38 стран мира, чтобы дети могли бесплатно учить английский.

Праздновать дни рождения, печь печенье, ходить на пикники или качать пресс тоже можно с пользой для всех. Фонд «Таблеточки», помогающий детям с раком крови, создал онлайн-платформу super.tabletochki.org, на которой каждый может объявить собственную кампанию помощи. На сайте есть перечень идей и подсказки, как сделать все интересно и полезно. В общем, фонд методично продвигает важную мысль: помогать — это нормально. И несложно.

Разумное потребление и распределение ресурсов — тоже своего рода благотворительность по отношению к планете, а значит, и к себе самому.

Не «прийти и отдать деньги на благотворительность», а провести время с пользой, в первую очередь для себя — суть Charity Weekend. Проект Маши Ефросининой, организованный совместно сфондом «Твоя опора», включает цикл мастер- классов от известных и интересных людей, которые делятся своим опытом в самых разных сферах, а деньги от продажи билетов идут детям, нуждающимся в помощи.

В последнее время модно бегать в поддержку детей — то есть выходить на пробежку. Здесь вообще двойная польза: и тело к пляжу готовишь, и обществу помогаешь. Такие кампании можно создавать в соцсетях: работаешь над собой, делаешь фото со здоровым румянцем, под ними пишешь контакты организации, в поддержку которой ты устроил весь этот личный марафон. Друзья радуются твоему порыву и понемногу перечисляют средства.

Новое событие — арт-ниша CAN!, которую организовал проект об искусстве взаимодействия Adult совместно с галереей Triptych: Global Arts Workshop. Это не разовая акция, а системный подход. Благотворительная ниша CAN! (Сharity Art Niche) появляется в галерее раз в месяц всего на пять дней. Средства от продажи представленных работ направляют в поддержку детей, заболевших раком крови. Люди могут посмотреть картины, начать собирать или пополнить собственную коллекцию и одновременно поддержать тех, кому нужна помощь.

В целом идея решать проблемы общества посредством искусства не нова. Например, в 2013 году Леонардо Ди Каприо вместе с Christie’s устроил благотворительный аукцион «11-й час». Лео лично ездил в мастерские художников и предлагал им принять участие в проекте. Актер думал, что художники будут жертвовать лишь процент от продаж в Фонд спасения экологии, однако многие отдали 100% прибыли. В результате организаторы собрали почти вдвое больше средств, чем рассчитывали.

«Для меня эталонным союзом искусства и благотворительности является инсталляция Пола Камминса и Тома Пайпера «Кровь обагрила земли и моря» (Blood Swept Lands and Seas of Red), которую установили в лондонском Тауэре к столетию Первой мировой войны, — говорит культурный дипломат, научный сотрудник Оксфордского университета и соавтор проекта CAN! Мирослава Хартмонд. — Инсталляция состояла из 888 246 красных керамических маков. Именно столько британских солдат погибло в той войне. Маки распродали, а вырученные средства направили в поддержку благотворительных организаций, которые помогают военным вернуться к мирной жизни. Проект стал кульминацией давней традиции: на каждую годовщину войны британцы прикалывают к одежде красные маки и жертвуют деньги на добрые дела. Украине не хватает подобных массовых акций».

Не «прийти и отдать деньги на благотворительность», а провести время с пользой, в первую очередь для себя — суть Charity Weekend.

Разумное потребление и распределение ресурсов — тоже своего рода благотворительность по отношению к планете, а значит, и к себе самому. Например, в Киеве уже несколько лет работает магазин «Ласка», построенный по принципу грамотного потребления. Каждый гость может сдать сюда вещи, которые уже не носит. Стилисты их сортируют, комбинируют, создают модные образы, а вырученные средства (за вычетом тех, что идут на содержание магазина) переводят в благотворительные организации или вкладывают в социальные проекты.

Есть у «Ласки» и собственное производство. Например, люди с ограниченными возможностями изготавливают на специальных станках коврики из одежды, непригодной для носки. Здесь вам и переработка, и трудоустройство для тех, кому не всегда легко найти работу.

Другой пример. На базе первой благотворительной торговой платформы «Мурахи» (murahy.com) каждый может выставить на продажу вещь, которой уже не пользуется, — от книг до бытовой техники. Вырученные средства «Мурахи» распределяют между благотворительными организациями-партнерами. Часть идет на помощь вынужденным переселенцам. Социальный бизнес и проекты, продвигающие идеи разумного потребления — понятия, сходные с благотворительностью. Все они помогают делать важное: создавать мир, в котором приятно жить.

Рассказывают создатели благотворительного магазина «Ласка» Анна Уварова и Анна Грищенко.

Как вы придумали «Ласку»?

У проекта есть третья соучредительница, Лена Линькова, которая привезла эту идею из поездки и зажгла нас желанием открыть благотворительный магазин в Киеве. Это было четыре с половиной года назад.

Как вещи появляются в магазине?

Важна мотивация: человек узнал о нас, перебрал гардероб, освободился от лишнего и подарил его нам. В основном это качественные вещи в хорошем состоянии. Дальше мы отбираем одежду. Стильные вещи продаем в магазине, а 40% прибыли передаем на благотворительность. То, что не одобрено стилистами, передается социально незащищенным людям через специальные центры и приюты.

Как вы взаимодействуете с другими социальными проектами?

Например, мы продаем свечи, которые изготавливают люди с синдромом Дауна. Они живут при специальном центре в Днепровском районе Киева. Для них это хендмейд-терапия. В свое время преподаватели центра ездили в Германию по обмену, где их научили технологии, дали оборудование. Деньги от продажи свечей идут на покупку материалов и повторную терапию для тех, кто их делает. Еще «Ласка» заботится об экологии. Некоторые вещи, которые нам отдают, уже нельзя носить, но выбрасывать — не экологично. Так родился проект, в рамках которого мы передаем ветошь на изготовление ковриков Recycled Rugs, а затем реализуем их. Коврики делают пожилые люди, некоторые из домов престарелых. Так мы создаем возможность утилизировать старые вещи и помочь незащищенным слоям населения.

Социальным бизнесом можно себя обеспечить?

Стать сказочно богатым — нет, но зарплату получать можно. Все зависит от потребностей. Чтобы качественно делать проект, нужно отдавать ему много времени. А это значит, бизнес должен приносить достойный заработок. Человек в принципе должен получать достойную оплату своего труда. Мы к этому стремимся.

Как найти финансирование?

Важно изначально прописать проект и серьезно просчитать бюджет. Сумму до 150 тысяч гривен, например, вполне можно собрать на краудфандинг-платформе «Спільнокошт». На организацию производства этого не хватит, а на проект, где что-то готовое реализуется — вполне. Мониторьте интернет, формируйте для себя новостную среду через подписку, рассылку. Есть минимум пять фондов, которые дают гранты на хорошие социальные проекты. Знание английского, умение искать нужную информацию, стремление к самообразованию и развитию — ключи к успеху.

Где учиться бизнесу?

В Киеве есть образовательный центр Startup Ukraine, в Одессе — Impact Hub, где проходят полезные лекции. Если нет бюджета на оплату лекций — читайте книги, ищите онлайн-курсы на coursera.org. Сейчас много знаний доступны бесплатно. Важно перед стартом бизнеса поработать в выбранной сфере, чтобы понять структуру. Если это магазин — нужно постоять за прилавком. Если общепит — пойти в кафе. Лекция не даст того, что даст практика.

Кого поддерживает «Ласка»?

Мы помогаем фондам «Таблеточки», «Жизнелюб», Гостомельскому приюту для собак, развиваем проект совместно с БФ «Единственная» по социальной адаптации ребят в детских домах, а также оплачиваем терапию для ребенка с ДЦП.

Как придумать идею социального бизнеса?

Важно понимать: cоциальный бизнес решает проблему, не переставая зарабатывать деньги. Любой бизнес может быть социальным. Найдите проблему, которая вам близка, и придумайте, как с ней работать. Она должна быть серьезной не только для вас, но и для места, где вы находитесь. Вначале можно так: проживи неделю, опиши проблему, с которой сталкиваешься, пойми, как с ней работать, получи опыт в подобном бизнесе, а когда почувствуешь готовность — создавай собственный.

 


Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали