Правда ли, что на домашнем обучении дети становятся счастливее? 

Ярослава Гресь и Наталья Тарченко почти одновременно забрали своих детей из школы на домашнее обучение. Спустя время после начала эксперимента по просьбе ELLE Ярослава обсудила с Натальей все плюсы и минусы хоумскулинга

В июне 2016 года большая компания приехала на тренинг по лидерству во Флоренцию. Был ужин. Мы сидели за столом и весело беседовали ни о чем.

— Дорогая Ярослава, а почему вы решили, что всем детям нужно пять раз в неделю учить математику? — спросила у меня блондинка в ярком платье и огромных сережках, которые раскачивались в такт ее движениям. Улыбка у нее была мечтательная, говорила она нараспев, ее руки то взлетали, то падали вниз, как крылья экзотической птицы.

— Дорогая Ярослава, — повторила она. — Мне кажется, дети сами могут выбирать, что им учить, а что нет... «Все понятно, — подумала я. — Она сумасшедшая». Тогда мне в голову не могло прийти, что эта красивая женщина станет для меня не просто самым увлекательным собеседником, другом, но и partner in crime — благодаря Наташе я заберу свою среднюю дочь из школы и навсегда изменю представление о том, каким должно быть образование. Сегодня мы встречаемся в моем офисе, чтобы поделиться впечатлениями о хоумскулинге и обсудить новости: наши дети год проучились дома, а теперь возвращаются в школы, пусть и альтернативные. Сын Наташи Назар с сентября будет учиться в DEC Life School, куда пойдет и наша старшая дочь Яруся. Младшие дети, Катя и Иванка, станут ученицами Новопечерской школы.

Ярослава Гресь: Ты помнишь отправную точку? Когда ты решила — всё, хватит, я забираю Назара из школы.
Наталья Тарченко: Все-таки это было не решение одного дня, а длительный процесс. Хотя Назар ходил в комфортную частную школу, программа оставалась той же, по которой учатся все дети в Украине. Каждый день он задавал мне вопросы. Например: «Мама, почему мы читаем такие странные книги? В них совсем нет картинок!» или «Мама, почему в школьной программе нет Гарри Поттера — ведь это самая любимая детская книга!» Как-то я взяла все учебники, по которым занимался мой сын, и пришла в ужас: впечатление, что их составляли в позапрошлом веке. Мир движется вперед так быстро! Еще до того, как Назар закончит школу, 65% всех профессий, которые есть сейчас, перестанут существовать. А люди, ответственные за будущее наших детей, не могут составить учебники, релевантные времени. Я уже молчу, что во всем цивилизованном мире обучение ведется на планшетах и ноутбуках.

Я. Г. И вот ты приняла решение. А дальше? Что ты ему сказала: «Назар, как ты отнесешься к тому, чтобы в школу не ходить?» Или он сказал, что сам тебе хотел это давно предложить?
Н. Т. Назар еще в четвертом классе забеспокоился, ищем ли мы ему новую школу, потому что все мамы других детей искали. А мы начали совершенно другое обсуждение: хочет ли он вообще туда ходить? Или, может, хочет, чтобы не было домашнего задания, чтобы можно было сколько угодно играть на улице, плавать в озере, играть на барабанах. Конечно, ему понравилась идея. Но пришло первое сентября, и он начал переживать. Все дети с цветами построились по парам и красивые пошли в школу. Назар занервничал и в обед сказал: «О боже, как же я буду жить? Давай мне скорее домашнее задание!»
Я. Г. Скажи честно: тебе не было страшно?
Н. Т. Было, конечно. Причем уже после того, как мы забрали Назара из школы: было и страшно, и тревожно. Плюс комплекс отличницы-мамы не давал покоя, думалось: «А вдруг он станет на всю жизнь неудачником, потому что в этом году не учит украинский или у него недостаточно математики». Время шло, с каждым днем, с каждой неделей я понимала, что наше решение было самым правильным. Мы видели апатичных детей с синяками под глазами, которые каждый день волочили домой тяжелые портфели, и цветущего Назара, который очень быстро начал использовать время по назначению и прочел, наверное, тридцать книг совершенно разной тематики. Самый большой плюс домашнего образования в том, что на освоение учебной программы уходит намного меньше времени, а уровень знаний гораздо глубже и качественнее, чем после принудительного «высиживания» на уроках.

Плюс хоумскулинга — на освоение программы уходит меньше времени, а уровень знаний гораздо глубже.

Я. Г. Конечно, благодаря вашему примеру нам было легче. Катя пошла в третий класс, к середине октября я узнала, что вместо уроков немецкого они переписывают в тетрадки параграфы из учебника по информатике, а родители в вайбере отказываются нанять уборщицу в класс, потому что «так, как мама помоет, никто не помоет». Я поняла: нам там делать нечего. Пришла с работы и говорю: «Кать, как ты отнесешься к тому, что мы тебя из школы заберем?» Она спросила: «А что, это можно сделать?» Я ответила: «Ну вот, есть же мальчик Назар, и он учится дома». Она говорит: «Да? Окей». Мы приняли решение за один час, а еще через день на сайте репетиторов нашли своего гениального учителя — Ларису Наумовну. На мой взгляд, самое важное — чтобы педагог, которого вы подберете для домашнего обучения, подошел ребенку по энергии. Кате хорошо рядом с человеком, искренне увлеченным своим делом. В первый же месяц они прошли не только программу по математике за две четверти, но и начали обсуждать риторику, бесконечно разучивать какую-то поэзию и углубляться в устройство мира. При этом у нее оставалась гора времени на книги, игры, кино и занятия сразу во всех студиях «Винахідника» — по архитектуре, науке и технологии, географии и STEM. А как происходило с Назаром? Ты сказала ему: «Играй на барабанах», а он тебе: « Да-а а, давай восемь уроков игры на барабанах в неделю!» Какие в итоге он начал учить предметы?
Н. Т. Те, которые выбрал сам. Например, с трех лет он пел. В пять сказал, что хочет заниматься на саксофоне, в восемь попросил на день рождения барабаны. Мы понимали, что у Назара музыкальное сердце, поэтому прежде всего он начал заниматься музыкой: фортепиано — два раза в неделю, музыкальная литература — один раз в неделю. Знаешь, как проходили эти уроки? Наш преподаватель Олег Станиславович надевал парик Бетховена и рассказывал истории XIX века. Можно в это не влюбиться, вот скажи? Также Назар изучал историю, за 12 уроков прошел всю программу по биологии (особенно его увлекло строение ДНК), а еще ходил на Lego-инжиниринг, STEM  и танцевал брейк. Главное, что у него исчезла постоянная усталость и появилось неутолимая жажда познания мира.

Я. Г. Я тоже помню, как пришла домой и Катя встретила меня словами: «Мама, твоему вниманию мой эскиз — Нотр-Дам-де-Пари, готика, аркады. Но довольно об этом; кого тебе прочесть — Бродского или Пастернака?» Конечно, это очень вдохновляет. Ты видишь, как твой ребенок расправляет крылья, как раскрываются его таланты. Но большинство родителей живут в страхе, что вот сейчас исчезнет учительница по математике и украинскому языку — и все, образованию конец.
Н. Т. Согласна, что основные дисциплины важны. Многие не могут себе позволить нанять постоянного учителя, тогда можно скооперироваться с другими мамами хоумскулеров (кстати, часто мама и становится для ребенка лучшим педагогом). В нашем случае я нашла Стэнфордский онлайн-курс для детей. Мы с Назаром подписались на математику четвертого класса и довольно быстро ее прошли. Но! Ключевой вопрос, как выглядел этот курс. Тема начиналась с ролика о какой-то профессии — например, бизнес-инженера на примере пиццерии. На видео показывали, как бизнес-инженер заходит в пиццерию и видит, что если поставить рядом с плитой стол для разделки пиццы, это сокращает весь бизнес-процесс на две минуты — соответственно, позволяет произвести на сто пицц в день больше, что увеличивает доход на 500 долларов. Дальше следовали задачи: ты директор ресторана и у тебя появилась заявка. Мол, приезжают четыре спортивные команды на два дня, две из одного города, две — из другого, две будут есть по два куска пиццы, две — по три. Что- бы сделать пиццу, тебе нужно столько-то муки, яиц, помидоров. Все задания очень наглядно оформлены.

Доступ к курсу на три месяца стоит 60 долларов. При этом, по рекомендации Стэнфорда, заниматься следует полтора часа в неделю, чтобы в темпе пройти четвертый класс. То есть если ты занимаешься больше, то пройдешь за год не один класс, а три. Согласись, это совершенно другой подход, который увлекает ребенка, в отличие от учительницы Марьи Петровны, которая позорит его каждый день перед всем классом, потому что он не разобрался в дробях.

Родителям удобен all inclusive: утром сдали — в обед получили полных знаний детей. Хоумскулинг — это вызов.

Я. Г. При этом вы год не учили украинский язык!
Н. Т. Да, и это был мой самый большой страх. Но я взяла себя в руки и смогла не настаивать, не заставлять, а ждать, пока у ребенка сформируется запрос на эти знания. Например, Назар читал много книг, но вообще не хотел заниматься письмом. Я поняла, что обычные занятия очень скучны для подвижного мальчика десяти лет, и мы нашли курс creative writing. Вообще, главное правило хоумскулинга — довериться своему ребенку. Его естественная тяга к знаниям всегда победит!


Я. Г. Пожалуй, то, что твой ребенок может стать лузером, что он не захочет учиться вообще — главный страх для любого родителя. Я тоже очень переживала, что Кате все будет неинтересно, а потом вспомнила твой любимый пример про «дырку в стене». Эксперимент, в рамках которого один из идеологов альтернативного образования Сугата Митра доказал, что детям вообще не нужен учитель. В деревне на юге Индии, откуда Суга- та родом, он вмонтировал в стену несколько ноутбуков, подключенных к интернету. В течение трех недель возле компьютеров постоянно собирались дети, которые понятия не имели, что это за устройство, и сами разбирались, как пользоваться интернетом. Этот трюк Митро повторил в сотне сел и городов, и результат везде был одинаковый: дети самостоятельно разбирались со сложной техникой, не имея ни подсказок, ни инструкций, ни помощи от взрослых.

Н. Т. Это так. Я как мантру повторяю одни и те же слова: прислушивайтесь к вашим детям. Они вас не подведут. Хоумскулинг в Украине
— прежде всего вызов для родителей. Как ни тяжело это принимать, но мамам и папам удобен этот all inclusive: утром сдали — в обед получили готовых, полных знаний детей. Куда сложнее взять ответственность, разобраться в том, что действительно необходимо ребенку, и организовать процесс обучения. Но все же многие родители чувствуют, что модель воспитания — учись хорошо, поступи в университет, получи хорошую работу — больше не работает. А количество ненужной информации, которую дети поглощают для подготовки к ненужным экзаменам, доходит до абсурда. Никакая золотая медаль и корочка из вуза не гарантируют того, что ваш ребенок найдет свое место в жизни.

В Израиле есть школа, где дети нанимают преподавателей и выбирают, какие предметы хотят учить.

Я. Г. Давай успокоим всех родителей, которые мечтают перейти на домашнее обучение, но слово «аттестат» висит над ними, как дамоклов меч. На самом деле все просто: чтобы ребенок официально не ходил в школу, его нужно перевести на дистанционное обучение или обучение экстерном. В Украине есть ряд школ, в которых такая форма обучения предусмотрена. Мы, например, поступили в школу «Афины». Что происходит дальше? Ребенок сдает сессии (в нашем случае три раза в год), удаленно сдает контрольные и в итоге получает свои баллы и свой аттестат.
Н. Т. Ты не поверишь, что мы Назара никуда даже не оформляли.
Я. Г. Зато теперь Назар станет учеником в альтернативной школе, которую ты открываешь. Знаю, что перед тем как принять такое решение, ты побывала в десятках альтернативных школ по всему миру. Что тебя в них вдохновило или удивило? Я помню рассказ о знамени- той израильской школе в Хадере, где дети сами нанимают на работу преподавателей и сами выбирают, какие предметы хотят учить. А если не хотят, могут десять лет играть в футбол на школьном поле…

Н. Т. Израиль очень импонирует мне тем, что школа там — это совместная ответственность ребенка, родителя и учителя. Есть, условно говоря, десять комитетов, куда входят они все: один принимает решения по экскурсиям, второй нанимает учителей на работу, третий выбирает питание для школы. Например, дети, учителя и родители собираются и решают, должно ли в школе быть мороженое. Дети говорят «да», родители и учителя высказывают свою точку зрения и вместе голосуют. Через три месяца вопрос опять поднимают, и если дети не подготовились, не написали убедительный спич, мороженое могут отменить. Идея в том, что дети осознают свое влияние и право голоса. Они должны уметь обосновывать свои желания и объяснять, почему их решение будет верным. Это приводит к тому, что школа выращивает зрелых, умеющих постоять за себя людей, а не напичканных формулами из учебников, растерянных ребят, которые совершенно не умеют применять полученные знания на практике. Для нашей школы мы взяли за основу финскую систему обучения. К чему пришли финны? К глубокому пониманию того, зачем нужно обучение. Например, если это математика, то это не список тем, которые ребенок должен выучить, а навыки, которые он должен приобрести. Программа построена как матрица: список предметов и набор порядка 15 компетенций, которые развиваются у ребенка в возрасте от 6 до 18 лет. И возле каждой компетенции стоит галочка: в каком возрасте, какой предмет, какую компетенцию и черту характера должен у ребенка развивать тот или другой предмет. Учатся они 12 лет, но в школе проводят гораздо меньше времени. Например, в первом классе занимаются 3,5—4 часа в день. Конечно, нет никаких оценок и домашних заданий. У меня трое детей, я очень долго думала, вижу ли я их на хоумскулинге или все-таки попробую создать комьюнити из семей, которые готовы к интересному, качественному образованию. Выбрала второе и очень рада, что твоя семья — часть этого комьюнити.
Я. Г. Когда я забирала Катю из школы, то боролась еще с одним предубеждением: отсутствием социализации. Могу сказать, что этот страх тоже напрасен. У нас четверо детей, они постоянно коммуницируют между собой, плюс Катя ходила на многочисленные кружки и студии, поэтому никакого недостатка в общении и построении отношений у нее не было. И все-таки в сентябре мы идем в школу. Почему? В твоем случае вопросов нет. Ты сделала школу для сво- их детей и в их честь. Мы же с Катей еще в прошлом октябре обсудили, что было бы неплохо попробовать поучиться в необычной школе. Чтобы, с одной стороны, там были и дети, и преподаватели, и ответственность, а с другой — новый подход к обучению. Я предложила несколько вариантов, и за весну мы их все посмотрели. Но в этот раз я вообще не участвовала в выборе. Катя оценивала здание, детей, которые выбегали нам навстречу, преподавателей и даже пирожки в буфете. И в тот момент, когда я увидела ее горящие глаза, когда она прошептала мне: «Мама, я хочу остаться здесь!», я поняла, что время для нашего нового эксперимента пришло.

Текст: Ярослава Гресь 


Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали