Конец романтики: как фильмы о большой любви заставили меня ждать чувств «по сценарию»

Осторожно, романтические мелодрамы могут разрушить настоящие отношения! Лена Лисун рассказывает, как такие фильмы превратили ее в человека, ждущего чувств «по сценарию», и к чему это привело

Мое детство прошло под знаком безответной любви к Леонардо Ди Каприо. Большой корабль и большая любовь, обреченные на гибель, Джек, который в холодных водах океана жертвенно расстался с жизнью, чтобы спасти свою любимую Роуз, — этот фундамент всего, что происходило и продолжает происходить во всех моих отношениях, был заложен именно во время просмотра «Титаника». Только тогда я об этом не знала. Все, что нужно было сделать моей маме, чтобы предотвратить страдания всех участников моих будущих отношений — достать из видеомагнитофона кассету и, не обращая внимания на мои вопли, выкинуть в окно.

В двенадцать лет я дружила с Вадимом. Вернее, дружили мы втроем: я, моя подруга Таня и он. Таня любила Вадима и дружила со мной. Вадим дружил с Таней и был влюблен в меня. А я дружила с обоими. Каждый день он ждал меня возле подъезда с упаковкой чипсов и шоколадкой. Но разве это можно было сравнить с любовью, которую сыграл юный Ди Каприо? Преданность Вадима казалась слабым отражением экранных чувств, поэтому я упрямо называла его другом и отворачивалась от робких поцелуев. Через два года ему надоело «дружить» и он просто пропал, перестав ждать меня у дома. Я посчитала это немужским поступком и ни разу не позвонила ему, чтобы извиниться за свое безразличие. При встрече он обиженно здоровался и отворачивался. А я открыла для себя новую мелодраму — «Спеши любить».

На самом деле неплохой фильм о том, как любовь способна изменить человека. Но тогда меня больше всего впечатлила картинка в конце: на фоне заката парень вспоминает свою умершую девушку. Прошли годы, но он до сих пор переживает ту же любовь — светлое чувство, которое указывает ему дорогу в жизни. «Вот как должен любить мужчина!» — думала я, вытирая восторженные слезы. Вскоре после этого меня настигла настоящая подростковая влюбленность. Однажды мы с моим новым знакомым договорились о встрече в парке. В том возрасте было модно ходить на свидание с друзьями (из-за страха и неумения вести себя в таких ситуациях). Я взяла подругу, Коля тоже пришел не один. В этого второго, Сашу, я и влюбилась: он был блондин, мог рассмешить кого угодно и в него были влюблены все девочки в городе. Как мне тогда казалось, причин было достаточно, поэтому совесть меня не мучила. Я решила, что раз Саше я безразлична (ему были безразличны все, кроме него самого), значит, не так уж сильно я обидела своим поведением Колю. История так бы и закончилась ничем, если бы спустя полгода, увидев Колю на улице, я не поняла, что испытываю к нему чувства. И тут Остапа понесло: я преследовала его на улице, прогуливала свою школу, чтобы «невзначай» пройти мимо него, ему звонила моя подруга и рассказывала о моих страданиях. Короче, Колю брали измором, а я думала, что он все ждет, когда можно перестать ходить с обиженным видом и пригласить меня на свидание. Ведь он же мужчина, он должен был продолжать любить меня даже после того, что произошло! Любить и мучиться от безответной любви. И наше свидание состоялось — после чего я окончательно утвердилась в мысли, что чувства мужчины не проходят со временем. Даже после самых некрасивых поступков женщины. Мы встречались некоторое время, но когда видели его друга в городе, Коля смотрел на меня с подозрением и тревогой. Меня начало это раздражать и мы расстались.

Сейчас я понимаю — отношения, которые начинаются с некрасивых поступков, не имеют шанс на красивое продолжение. К слову про сегодняшнее отношение 15-летних к романтике: у своей двоюродной сестры Ани я спросила, важны ли для нее воздушные шары-сердца, открытки, двухметровые плюшевые медведи? Она засмеялась и сказала, что такие знаки внимания делают парня слишком мягким и женственным в ее глазах, вызывая презрение к нему. Хотя иногда, в меру — почему бы и нет? Возможно, она подсознательно понимает, что атрибуты романтики — просто мишура, за которой не всегда видно настоящего человека. Мужчина может дарить букеты из сотен роз и при этом постоянно думать о другой; может каждую субботу приносить какао в постель, но услышав сплетню о вас, сбежать без оглядки; может усыпать ванну «лепестками белых роз», но засматриваться на вашу лучшую подругу. Конечно, такая демонстрация нежности не всегда служит прикрытием плохих мыслей или поступков.

К сожалению, у меня нет статистики, кто более надежный спутник: тот, кто носит розы охапками и чередует романтические ужины с прогулками под луной, или тот, кто знает, сколько сахара положить в твой чай и не боится ответственности во всех смыслах. Человека, в котором соединились бы все эти качества, я еще не встречала.

Парадоксально, но я выросла на красивых фильмах о большой любви, которые сделали меня настоящим монстром в отношениях. Дело тут исключительно в моем восприятии: я видела лишь то, что хотела видеть. Начиная с первого курса университета я пересмотрела практически все голливудские, французские и итальянские мелодрамы. Остальные жанры кинематографа просто перестали для меня существовать. Слово «любовь» отождествляло все, из чего, по моему мнению, состояла романтика: завтраки в постель и «Накормлю тебя блинами и займемся любовью!» («Просто вместе»), катания на лодке по реке («Дневник памяти»), сумасшедшие игры («Влюбись в меня, если осмелишься», «Вечное сияние чистого разума»), безумные («Одержимость») и смелые поступки, чтобы завоевать женщину («Босиком по мостовой», «Клятва»). Если бы мне тогда сказали, что никто никого не обязан завоевывать, я бы презрительно отвернулась.

Ольга Корниенко, кандидат психологических наук, практикующий психолог и ведущая тренинговых групп, знает причину нашей зависимости от романтики. «Романтическая любовь во многом похожа на ту, что Эрих Фромм называл эротической. Именно в этой форме любви человек переживает чувства преодоления барьера и границ между двумя, эйфорию от раскрытия некой тайны друг о друге. Первый этап закономерен в жизни каждой пары. Действительно, чтобы сблизиться, нужно преодолеть границы. Гормоны активно нам в этом помогают, чтобы человечество продолжало свой род, несмотря на разочарования, которые могут сопутствовать отношениям позже. Нежность и возбуждение, серотонин и эндорфин дают основу для старта отношений. На самом деле если бы не романтические чувства, нас бы не существовало. Но одни пары могут перейти с эротической стадии любви на ее высший уровень, а другие — нет. 

Зависимость от романтических отношений происходит с еще незрелым человеком. Он пока не понимает, какой он сам, чего хочет, как самореализоваться собственными силами, а не через кого-то. Фильм дает отличный рецепт для этого. Ведь отношения часто вызывают у нас вопросы: что делать и как поступить? Фильм выдает заготовки, по которым человек может пытаться жить. Потому что никто не знает, как правильно. Ведь только с опытом вырабатывается свое понимание «правильного» для каждого. Как и любое психологическое состояние, романтика не может длиться долго. Организм истощается, ему требуется отдых. И человек, у которого есть внутренние способы восполнять самостоятельно свои эмоциональные потребности, который доверяет партнеру и уважает его личную жизнь, может эти романтические моменты создавать сознательно.

Фильм — это модель. И пока человек плохо знает себя или учится любить, он может прибегать к уже готовым способам поведения. Но реальность вскоре показывает себя — и тогда человек либо адаптируется к ней, узнавая себя и другого, либо бросает затею с реальностью и торопится заново воспроизводить известную ему игру в романтику. Такой срыв часто говорит о том, что с помощью партнера мы пытаемся дополучить что-то: родительскую любовь (когда в партнере видим мать или отца) или любовь к себе — как эгоцентрическое желание через другого обрести самоуважение, повысить самооценку.

Когда любовь становится зрелой, мы ощущаем усиление полноты уже существующего, а не восполнение пустоты. О таких видах любви говорил А. Маслоу, называя первый вариант любви бытийной, с любовью к личности другого, а второй — дефицитарной, от нехватки чего-то во мне. После романтических фильмов мы хотим, чтобы и к нам так же относились — шли ради нас на риск, героизм, совершали поступки. Но это любовь ради себя. Это восполнение любви к самому себе через поступки другого, причем личность партнера часто опускается. Или же это может быть поглощением жизнью другого и потерей себя. Но тогда мы все равно живем и реализуем себя за счет жизни другого человека. Фильмы порождаются историей человечества, которое играет в романтику, но фильмы порождают и историю в дальнейшем. Если человек — осознанная, зрелая личность, он готов признавать место романтики в своей жизни, но не воспринимает ее как единственную форму любви», — рассказывает Ольга.

Одержимость романтикой сделала мои отношения счастливее? Однозначно нет. Я постоянно держала руку на пульсе, не позволяя расслабиться ни себе, ни своему партнеру. Лишь иногда, когда сама безумно влюблялась, переставала сравнивать свои отношения с экранными. И только тогда я бывала по-настоящему счастлива. Только эти отношенияя помню — потому что погружалась в них и не оглядывалась в поисках ориентиров, как должна выглядеть настоящая любовь.

Самое катастрофическое в моем увлечении мелодрамами даже не то, что я стала требовательной и капризной истеричкой, которая могла обвинить парня в невнимательности, если он дарил мне розовые розы (ведь я люблютолько белые и желтые), не прощал измены («Это и естьтвоя большая любовь?!»), не умел говорить красивые слова. Хуже всего то, что я стала воспринимать любовь не как работу над отношениями двух равноценных партнеров, а как дар небес, который дается не всем людям, но если уж они его получают, то исключительно в полной комплектации — с безграничным пониманием, красивыми поступками, романтикой с утра до вечера и угадыванием мыслей друг друга. Ни один фильм о любви не подготовил меня к тому, что в отношениях может быть ложь, сомнения, много боли, которую причиняет тот, кого ты любишь больше всех на свете, и разочарование, после которого не понимаешь: а что дальше? Сюжет мелодрам так или иначе строится на том, что у героев есть большая любовь, но обстоятельства складываются так, что… (дальше идет список перипетий, которые разрушают чувства влюбленных). Наше подсознание считывает: если все, что нужно преодолеть героям, это внешние обстоятельства — значит, их чувства идеальны. Соответственно, им не нужно бороться друг с другом за свою свободу, внимание, понимание, а еще они преданны и верны. То есть любовь всегда приносит с собой гармонию и одно сплошное восхищение. Тому, с чем сталкиваются миллионы пар каждый день, нет места в мелодрамах. Это ложное убеждение легко насаждается, способствует завышенным требованиям и в итоге ведет к страданиям двух людей.

Впрочем, исследователи обнаружили любопытный факт: совместный просмотр мелодрам для пар — отличная терапия. Психологи из Рочестерского университета в США длительное время наблюдали за проблемными парами. В ходе эксперимента сравнивались сеансы семейной терапии под руководством психолога с фильмотерапией. Суть второго метода заключалась в том, что оба партнера на протяжении месяца должны были вместе посмотреть и обсудить пять мелодрам, герои которых проходили через трудности в отношениях. В итоге среди пар, которые прошли фильмотерапию, впоследствии оказалось гораздо меньше расставаний! «Именно в романтических фильмах часто встречаются типичные ситуации, на которые мы можем смотреть со стороны и узнавать себя», — поясняет эффективность метода один из авторов исследования, психолог Рональд Родж.

Наверное, чтобы избавить меня от помешанности на романтике, Всевышний послал мне моего мужа. Этот мужчина показал мне, что настоящая романтика — это на последние деньги купить для меня дорогое платье; научиться готовить мясо и рыбу, поскольку я ненавижу это делать; побороть презрение к романтике и подарить огромный букет водяных лилий, собранных собственноручно, и... смотреть со мной мелодрамы. Постепенно я стала находить романтичными наши поездки вдвоем на пикник посреди зимы и на рыбалку, которую он обожает; наши пробежки по весеннему парку и то, как он съедает без остатка мои первые подгоревшие запеканки, восхищаясь ими (только бы я не расстраивалась). А еще — его безграничную поддержку в минуты моих сомнений в собственных силах. Википедия считает романтику сочетанием «различных факторов, таких как идеи, чувства, эмоции, условия жизни, которые вкупе создают эмоционально-возвышенное мироощущение». Но на днях мне случайно попался на глаза фантик от жвачки «Love is…», где было написано: «Любовь — это… не терять времени даром». Такое определение мне кажется более правильным. Нам всем не помешает учиться любить просто так, без требований и условий, а романтику находить в любом мгновении, проведенном с дорогим человеком.

КАК ПОБОРОТЬ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ РОМАНТИКИ И НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ

Комментирует психолог Ольга Корниенко

1 Воспитывайте любовь к себе: через уважение, узнавание себя, отклик на собственные чувства и потребности, заботьтесь о себе. Тогда эта способность любить себя будет легче применяться к другому.

2 Помните, ваш партнер — это не способ. Это индивидуальность со своими потребностями, миром, который отличается от вашего. Если вам нравится просто быть рядом и проводить время вместе, это хороший сигнал о том, что вы испытываете искренние чувства.

3 Любовь — это процесс. Не требуйте от другого или от себя некоего образования внутри, которое либо есть, либо его нет.

4 Любовь — это работа. В первую очередь — над собой в этом процессе. Зрелая любовь предполагает ответственность, заботу, узнавание, а эти процессы не всегда даются легко. Часто мы попадаем в какие-то детские нереализованности и хотим от партнера невозможного. Иногда он нам подыгрывает — и любовь превращается в игру, которая зачастую заканчивается предсказуемо.

5 Будьте осознанными в том, чего вы хотите от партнера. Спросите себя, что это за потребность и можете ли вы удовлетворить ее самостоятельно. Помните, что желания — это не потребности. Например, за желанием получать цветы и героические поступки «в свою честь» может стоять потребность в признании, в укреплении самооценки или заботе. Пока вы не научитесь удовлетворять базовые потребности собственными силами, вы будете «питаться» ресурсом другого человека и ждать от него восполнения себя.

6 Не бойтесь признавать ошибки. Учиться любить, пожалуй, — один из самых сложных процессов в жизни. Не страшно, если вы будете пробовать. Главное, что вы идете вперед.

7 Если вы не хотите расставаться с красивой картинкой в голове о том, как должно быть, вам необходимо найти героя на главную роль, который будет играть точно по вашему сценарию. Но спросите себя: а что потом, когда фильм закончится? Рано или поздно вам придется писать свой сюжет.

8 Вы можете регулировать уровень романтики самостоятельно: для этого нужно соблюдать баланс личных границ и времени, в достаточной мере оставаться наедине с собой, развивать свою индивидуальность и быть энергичным в своей жизни. Таким образом некоторая дистанция между вами и новизна вашей личности для партнера всегда будут находиться на оптимальном уровне. Поэтому желание преодолеть границы и узнавать новое о вас с той же силой, как и в первый год знакомства, сохранится.

9 Вырабатывайте собственный способ любить. То, что предлагают нам в фильмах, всего лишь одна из историй. Пишите свою. Вы, так же как и ваша история, уникальны. Не исключено, что и про нее когда-нибудь снимут фильм.


Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали