Приметы роскоши

Меняется мир, а вместе с ним и наше представление о роскоши. ELLE рассказывает, на каких китах сегодня стоит мир богатых и знаменитых.

В прошлом году моя знакомая провела неделю на яхте, путешествуя по Греции. Солнечные ванны на палубе, шампанское с клубникой и морепродукты в неограниченном количестве — примерно так я представляла себе ее отдых. Права я оказалась только в одном: морепродуктов действительно было много, но в остальном расписание моей приятельницы отличалось от привычного представления о роскошном отдыхе. Пока флотилия из двенадцати яхт курсировала от одного острова к другому, пассажиры активно проводили время на воде и на суше: катались по узким улочкам на квадроциклах, знакомились с местными мастерами, пробовали местную кухню, учились управлять яхтой...

Во все времена роскошь подчеркивала статус. Единственным критерием служила цена: чем дороже, тем лучше. Владельцы роскошных товаров открыто их демонстрировали, словно следуя негласному правилу социальных сетей: если вы не выложили фотографии из своего отпуска, значит, вы там не были. И если вы не показали свой инкрустированный телефон, платиновую карту или гардеробную размером с актовый зал, значит, вы не можете себе этого позволить. Владельцы роскоши старого формата оценивали окружающих по размеру счетов в банке — например, как миллиардер Сергей Полонский, разрешивший вход на свою вечеринку на яхте в Ницце лишь тем, у кого есть миллиард.

Но за последние несколько лет понимание роскоши изменилось. С развитием технологий любые элементы роскоши стали быстро копироваться, зачастую даже без потери качества. Поэтому обеспеченные трендсеттеры второй декады XXI века уже не пытаются доказать свое превосходство дорогими вещами и высокомерным отношением к тем, кто на социальной лестнице находится ниже. Напротив — в окружающих они видят партнеров, которые помогают им достичь новых высот. Меняется отношение и к сопутствующим элементам. Основатель Virgin Group Ричард Брэнсон предпочитает джинсы деловому костюму, создатель Facebook Марк Цукерберг делит рабочий стол с несколькими сотрудниками своей компании, Сергей Брин, сооснователь Google, регулярно ездит в метро. Политики, которые добираются на работу на велосипеде или летают в эконом-классе, сегодня тоже не редкость. И хотя поведение последних можно расценивать как пиар-ход по созданию демократичного имиджа, мы стоим перед неоспоримым фактом: в современном обществе сложился запрос именно на такой имидж. То есть сегодня роскошь уже совсем не про то, что вчера.

Новая роскошь — это в первую очередь не цена или бренд, а опыт и впечатления, знания и рациональная польза, эстетика и прогресс. Интересно, что, по данным исследования Boston Consulting Group, за 2010—2012 годы спрос на путешествия во всем мире вырос на 402%, на технологии — на 205%, в то время как на ювелирные изделия всего на 165%. Учитывая наш темп жизни, только представьте, как изменились эти данные за прошлый год.

Вот почему многие, кто так или иначе связывает себя с рынком люксовых товаров или услуг, соревнуются в сообразительности. Киевский ресторан Dark Side практикует ужины в полной темноте, а компания Events in the Sky организовывает банкеты в небе, поднимая специальную платформу со столом, официантами и гостями на 50 метров от земли. Вместо отелей путешественники останавливаются в квартирах, которые сами подыскали на airbnb.com, чтобы ощутить колорит города и поближе узнать его жителей. Или выбирают номера в необычных отелях вроде Propeller Island City Lodge в Берлине, где можно провести ночь на кровати под потолком, в тюремной клетке или зеркальной комнате. На смену стандартным шопинг-турам приходят сафари в малоизвестных африканских странах или медитации в отдаленных уголках Азии.

Хороший пример того, как сделать потребителя не просто зрителем, а вовлеченным участником — проект Secret Cinema в Англии. Время от времени его организаторы объявляют о показе фильма, названия которого, как и места проведения, зрители не знают до последнего момента. Объединяя кино и театр, Secret Cinema воссоздает атмосферу картины, включая напитки, музыку и помещение. Условно говоря, если действие происходит в больнице, то и показ проводится в здании больницы, по которому перемещаются «больные» — актеры, разыгрывающие сцены из фильма.

Время, пространство, тишина, безопасность, экология тоже перешли в разряд роскоши. Добраться домой, минуя пробки, получить больше места в салоне самолета, обезопасить свои информационные данные, насладиться чистым воздухом — многие из нас готовы доплачивать за эти услуги, создавая тем самым спрос и рождая предложение. Например, отключиться от городской суеты поможет сеанс в флоатинг-капсуле, изолированной от звука и света. Внутри находится вода с высокой концентрацией соли, которая поддерживает тело человека и тем самым создает ощущение невесомости, помогая расслабиться и эмоционально перезагрузиться.

Сегодня, покупая любую дорогую вещь, мы хотим понимать ее ценность. И ценность эта объясняется не легендой бренда, а конкретной пользой или удовольствием, которые может доставить покупка. Мы хотим разобраться в самой сути роскоши, поэтому записываемся на лекции по истории искусства и на уроки живописи, посещаем винные дегустации и ездим в гастрономические путешествия. Американский комик Джордж Карлин говорил, что жизнь измеряется не количеством сделанных вдохов, а количеством моментов, когда от счастья захватывает дух. Создавать, ловить и коллекционировать такие моменты — вот в чем суть новой роскоши.

Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали