Большая идея: как повысить собственную креативность?

Ирина Славинская о том, можно ли заниматься творческой работой по расписанию и откуда брать мотивацию?

У вас бывают дни, когда сил хватает только на то, чтобы смотреть сериалы, лежа в кровати? А случалось, что задание для любимой работы никак не удается выполнить и невозможно заставить себя сесть за стол — не хватает вдохновения? И тогда вы начинаете прокрастинировать, отвлекаться на соцсети и текущие дела — то есть на все, что отодвигает необходимость сесть и придумать решение. Особенно если нужен нестандартный ход. Когда изо дня в день крутишься как белка, нелегко выскочить из колеса и взглянуть на процесс со стороны.

Каждый из нас по-своему занят творческой работой. Кому-то нужно вдохновение, чтобы создавать новые миры, кому-то — чтобы пришивать пуговицы разноцветными нитками, но в обоих случаях свою креативность можно и нужно развивать. Например, Питер Тиль в книге «От нуля к единице» пишет о стартапах как о способе изменить реальность и выйти за рамки. И речь не только о высоких технологиях. Джой Мангано, героиня недавнего байопика «Джой», придумала самовыкручивающуюся швабру — и сделала уборку гораздо легче. В развитых экономиках такое умение означает создать себе работу и при желании монетизировать свою креативность — та же Джой не остановилась на швабре и в итоге построила собственную бизнес-империю. Впрочем, это по желанию.

Иногда хорошим мотиватором (или демотиватором?) выступает чужой успех. Подружка когда-то рисовала на полях рабочих документов, а теперь издает книгу, иллюстрированную своими картинами. Бывшая коллега пописывала стихи друзьям на дни рождения и вдруг выиграла в поэтическом конкурсе. Юное дарование переехало в Кремниевую долину, получив деньги на развитие стартапа. Эти вообще создали Google, а те придумали способ возить людей в космос. И вот сидишь ты со своими бумажками, а вокруг кипит жизнь...

Наблюдая за успехами других, непросто позволить себе наслаждаться маленькими победами — тем, что наконец научилась кататься на велосипеде, освоила новую асану в йоге или написала мотивационное письмо для стипендии. А ведь это тоже проявление креативности — именно в таких творческих порывах и прячется радость жизни. Писательница Катя Бабкина, которая ведет курсы Creative Writing, не зря советует студентам в поисках источников вдохновения составить перечень из двух десятков радостных, вдохновляющих обстоятельств и процессов. А также перечень того, что блокирует вашу творческую энергию. Пункты из первого списка нужно воплощать почаще, а из второго — избегать. Писательница Ирэна Карпа советует менять обстановку: из пижамы запрыгивать в джинсы и идти работать в ближайшее кафе с Wi-Fi. Если после уборки вас хватает только на ужин и кино, не стоит совмещать в распорядке дня пылесос и дедлайн сдачи проекта. А если бег помогает собраться, почему бы не вставать чуть раньше для утренней пробежки перед работой или учебой?

Ежедневные маленькие дела очень важны. Помню, моя коллега Ира Соловей, возглавляющая проект Big Idea, писала в фейсбуке о том, чем отличается график «программиста» от графика «творческого человека». Первый предусматривает возможность провести ряд встреч в линейном порядке — они спланированы и составляют часть рабочего процесса. Второй график нелинейный, и его может разорвать одна короткая встреча, которая на деле превращается в длинное приключение: выключить компьютер, собраться, доехать, встретиться, попрощаться, отправиться домой, по пути зайти в магазин, дома вернуться в рабочее состояние, но уже вроде и спать пора. У меня именно такой график — я только недавно это осознала и научилась наконец говорить: «Я сегодня не выезжаю, работаю дома». Раньше в голове «дома» и «работаю» не выглядели достаточно уважительной причиной для уединения, поэтому колонки иногда приходилось писать в метро. Теперь мою креативность не ограничивает ничто, кроме прокрастинации и социальных сетей. Впрочем, здесь тоже помогает простой трюк: запишись на раннюю тренировку и вернись домой в девять утра — полной энергии и с первой галочкой в списке запланированных побед. Меня очень мотивирует.

Один из главных врагов креативности — слишком большая занятость. Текущая работа никогда не заканчивается и совершенно не оставляет воздуха для мыслей. Именно поэтому команда «Книжкового Арсеналу» начинает планировать новый фестиваль за год до его начала — у его менеджеров и приглашенных кураторов остается достаточно времени, чтобы осмыслить все свои литературные фантазии. Помню, один из самых успешных проектов, диалоги «Обмін речовин», мы с тогдашним главным куратором Олей Жук так и придумали — попивая вино в выходной день. Другой барьер на этом пути — в реализации фантазии: и здесь креативность нужна даже в расстановке стульев для спикеров.

Оксана Форостина, в чьем издательстве «Тао» выходят украинские переводы мировых бизнес-бестселлеров, говорит, что ее идеи и решения приходят вроде бы спонтанно, из ниоткуда. То слоган придумается в типографии, пока тираж подписывают в печать, то новый пункт для портфеля изданий. «Но это не рулетка. Скорее, похоже на гугл — он выдает первые ссылки не просто так, а согласно алгоритму на основе анализа больших объемов информации. Ты сотни часов читаешь, общаешься и думаешь, а решение принимаешь мгновенно», — поясняет Оксана. Конечно, иногда волшебным пинком служит стресс, вызванный дедлайном. Но я заметила, что настоящие чудеса начинаются там, где прерывается бесконечный to do list и появляется привычка вести «дневник идей». Свою первую книгу я придумала в отпуске, глядя в окно автобуса и перебирая в голове имена тех, у кого хотела бы взять интервью после возвращения домой. Теперь я всегда записываю идеи — даже если что-то всплывает в полусне. Для этого далеко ходить не нужно: есть записная книжка в смартфоне.

Как-то раз мне посчастливилось побывать на занятиях «Курса молодого графомана», которые вела моя подруга Виктория Нарижна. Она давала слушателям советы, как выбрать тему для текста или книги. Например: «Вся литература развлекательная — кого-то развлекает Дэн Браун, кого-то Джеймс Джойс. Не бойтесь писать о том, чего не знаете: все источники для исследования лежат на расстоянии запроса в поисковике. Не пишите о себе до тех пор, пока вам не покажется, что это все происходило не с вами». По-моему, такие идеи можно использовать не только начинающим писателям, но и как метафоры-рецепты для поиска вдохновения в повседневной жизни. Радуйтесь, учитесь и не зацикливайтесь на себе. И если уроки игры на новом музыкальном инструменте — это слишком, начните хотя бы с книжки-раскраски и нового комплекта карандашей.


Реклама

Популярні матеріали

Які босоніжки нам потрібні цієї весни


Сучасний погляд на українські традиції: чому варто відвідати...


Модні новинки від українських брендів


Читайте також
Популярні матеріали