Творческая экспансия на Восток: Анастасия Щипанова об энергетических абстракциях, Японии и опыте в киноиндустрии

Elle узнал у молодого художника о разнице культурного восприятия японцев, объединении арт-сообщества в Токио, абстрактном экспрессионизме и новых планах

В конце прошлого года Анастасия Щипанова в свои 24 года представила персональную выставку картин в стиле «энерго-абстракционизм» (так характеризует свое направление в живописи художник – прим.ред). Площадкой для экспозиции послужила известная французская галерея Boccara, а работа над первой серией произведений заняла целых 8 лет. Сегодня полотна Анастасии  покоряют японскую публику, заставляя на время забыть про любимый гаджет и своими глазами рассмотреть все тонкости сочетания красок и фактур. Это – абстрактные «портреты» энергии мира и отражение невидимой материи вокруг нас, которые Анастасия воплощает на холсте. Постоянно путешествуя по миру в поисках вдохновения и следя за знаковыми выставками в культурных столицах, она успевает не только создавать новые работы, но и участвовать в кинопроектах, а также посещать недели мод. На международную выставку Art Fair в Токио художник привезла 5 ярких работ из серии «Эхо Вселенной», посвященных природе физических явлений, эмоциональным порывам человека и загадочному космосу.

ELLE: Анастасия, как вы готовились к выставке и что она для вас значит?

А.Щ. Для меня международная выставка в Токио – еще один шаг на пути к диалогу с моим зрителем. Мне важно участие в этом проекте, и находясь сегодня здесь, я еще лучше понимаю, что это только начало пути, и много еще предстоит сделать интересного и незабываемого. Я готовилась к приезду в Японию, специально подбирала по тематике картины из серии «Эхо Вселенной», даже немного адаптировала названия в стиле хокку. К тому же, среди работ есть достаточно большие и с этим были связаны некоторые трудности по организации транспортировки. Сегодня мои полотна представлены здесь и я очень рада. Это дает ощущение свободы, уверенность, что мое творчество интересно.

ELLE: Есть ли на выставке характерные особенности, объединяющие работы художников из разных стран, или наоборот?

А.Щ. Здесь много моих коллег из Японии, США, Австралии, Индии, Германии, Великобритании, стран Ближнего Востока, Африки и даже Латинской Америки… Работы очень разные, кроме живописи и более привычных взгляду акрила и масла есть нестандартные самобытные техники и материалы, например, инсталляции в стиле икебана с живыми цветами, или композиция из позолоченных цветков. Но их объединяет развитие современного искусства, желание выразить эмоциональное, интеллектуальное и этическое отношение к окружающим событиям, к тому миру, в котором мы живем. Я заметила, что, несмотря на очень разные направления, все авторы стремятся не только передать субъективное отношение, но и некоторую долю преемственности в культуре своей страны. А отличает всех индивидуальность, нет похожих друг на друга экспонатов. Современные японские художники, например, уделяют внимание природе и натуральным материалам, это их особенность, и размер работ в основном небольшой, они любят минимализм. Мои картины на их фоне сильно выделялись и притягивали особое внимание.

ELLE: Должна ли быть общая цель у представителей современного искусства?

А.Щ. Безусловно важно обращать внимание зрителей всего мира на то, как важно формировать в себе способность тонко чувствовать, улавливать изменения, сопереживать, и, конечно, эмоционально объединяться тогда, когда это необходимо. Творчество в любом проявлении дает возможность созидать, размышлять, оно вдохновляет и заряжает энергией. У искусства есть сила воздействия на окружающих, поэтому целью любого творца должно быть независимое представление своего виденья, без политики и ущемления человеческих ценностей, оскорбляющих чувства других. В своих картинах я стараюсь передать энергию, которая должна помочь зрителю почувствовать определенную эмоцию (например, «Страсть») или переосмыслить свой взгляд на мир.

ELLE: Вы много говорите об энергии. Как вы можете описать энергетику Токио и такого масштабного события?

А.Щ. Здесь невероятная творческая энергетика, позитивная и очень дружественная атмосфера. Я чувствую воодушевление, на этой площадке я могу общаться со зрителем не только через картины, но и лично. Причем среди посетителей есть и искушенная публика. Все чувства передаются мне. И возникает осознание, что мои душевные затраты, связанные с созданием полотен, компенсируются.

ELLE: Как относятся к абстрактному искусству в Японии?

А.Щ. Абстракционизм, хоть и зародился в Европе, но в то же время он более понятен в Азии, потому что привязан к ассоциациям, а не конкретным понятиям и образам. Поэтому он более интернационален, чем символизм или сюрреализм. Мой стиль больше подходит под абстрактный экспрессионизм, он показался здесь интересным и востребованным. В первый день выставки на private view мой коллега из Осаки сказал, что мои картины непривычно объемные и эмоциональные, а визуальные особенности японской живописи строятся на плоском восприятии реальности. Это очень любопытный факт.

ELLE: Чем отличается публика в Азии и Европе?

А.Щ. Японцы очень внимательны и уважительно относятся к труду художника. Они умеют по-особенному ценить искусство. В отличие от Европы, здесь превалируют вежливость и скромность. Человек может возвращаться 3-4 раза к работам, долго знакомиться с каждой картиной и только после этого заговорить. А еще, попросить разрешение сделать фото) Это я встретила только здесь.

ELLE: Какая картина вызвала наибольший интерес?

А.Щ. Сложно сказать, какая работа больше затрагивает зрителей. Наверное, потому что их несколько. Это «Полет», где есть эффект движения, если не отрываться от просмотра как раз ощущается иллюзия скорости, как будто картина меняется на ваших глазах. Многим нравится мой «Космос», там тоже есть подобный эффект, только он затягивает в изображение, в самый центр. И самая лаконичная работа, представленная в экспозиции, «Огонь и вода». В ней есть сопротивление двух противоположных материй, которые нашли в этом действии баланс сил. Хотя фотографировали больше «Полет».

"Огонь и вода"

ELLE: Вы открыли что-то новое для себя за это время?

А.Щ. Безусловно. Путешествовать по странам, просто знакомясь с достопримечательностями, и быть полностью вовлеченной в процесс с другой стороны – это совершенно разный опыт. Мое главное открытие – это то, как в Японии совмещают традиции, самобытную культуру с техническими инновациями. Это настоящее понимание гармонии, где прошлое и будущее существуют вместе, которое проявляется в архитектуре, искусстве, стиле жизни и отношению к окружающему миру. В новом проекте, к работе над которым я вернусь после Токио, я буду интегрировать современные технологии в картины.

ELLE: В чем будет заключаться концепция нового проекта?

А.Щ. В визуальном воплощении скорости, движении формы и материи. Концепция строится вокруг оптических метаморфоз и иллюзий, возникающих в пространстве при быстром перемещении. Получается эффект движения, который затягивает в само изображение. Живописная основа на холсте статична, а динамика достигается за счёт техники. Добавив возможности новых технологий, картины станут более живыми и интерактивными, для этого я начинаю сотрудничать со студией визуальных эффектов.

ELLE: Вы уже успели попробовать свои силы в кинематографе. Хотели бы развиваться в этой сфере?

А.Щ. У меня есть небольшой опыт в кино. Всегда интересно попробовать себя в чем-то новом, таким образом можно с легкостью раскрывать в себе еще неизведанные грани личности. В фильме «Жги» режиссера Кирилла Плетнёва я сыграла роль певицы в сценах с участием главной героини «Ромашки» Инги Оболдиной в вокальном конкурсе. Съемочная команда использовала некоторые мои картины из серии «Эхо Вселенной» для оформления декораций сцены, например, «Чудеса скорости», «Космос», «Страсть», «Любовь», «Солнце», «Бриллиант» и другие. С нетерпением жду выхода фильма в широкий прокат 16 ноября.

Кадр из фильма "Жги"

ELLE: Выставка является неким итогом работы, но дальше ведь следует новый этап?

Кроме работы в студии, в планах участие в нескольких групповых выставках в Европе и, конечно же, персональная выставка в Париже. Сейчас я работаю преимущественно с большим форматом, писать на таких полотнах сложнее, зато подобные произведения более точно раскрывают посыл. А в июле состоится торжественная церемония награждения премии в области современного искусства Milan International Art Award, в которой я номинирована в категории «Лучшая абстрактная работа».


Реклама

Популярні матеріали

ELLE Україна презентує номер, присвячений штучному інтелекту...


Реформатор нового часу: історія дизайнера Людовика де...


Дева Кассель — нова міжнародна амбасадорка Dior


Читайте також
Популярні матеріали