«Ти можеш створити себе такою, якою хочеш. Чому хтось зміг, а ти не зможеш?» — победительница «Модель XL»

Говорить «да» любым возможностям и ставить перед собой только большие цели — правила, которые привели начинающую модель plus size Наталку Петрик к победе в проекте «Модель XL» и на обложку ELLE. Берем на вооружение!    

Обрывки разговоров за соседними столиками рассыпаются в белом пространстве модного ресторана. Неожиданно грохочет кофемашина — и почти одновременно появляется Наталка. Сонный интерьер наполняется жизнью. Она улыбается и обнимает меня как старую знакомую. Пуловер открывает плечи, кошачьи стрелки и сверкающая подводка по нижнему веку маскируют усталые глаза. Вчера победительница второго сезона «Модели XL» («1+1») Наталка Петрик снималась в рекламной кампании духов — эту победу она завоевала в одном из конкурсов программы, пройдя через фотосессию ню. Спрашиваю, пришлось ли раздеваться вчера. Смеется: «Ні, хоча зараз я би вже отримала задоволення від такої зйомки. А тоді думала більше не про те, що я відчуваю, а про наслідки». — «Що скаже тато?» — «Що йому скажуть люди, як він до церкви в неділю піде (смеется). Тоді все чисто на адреналіні вийшло». Впрочем, и на адреналине победа не была случайной: после вчерашней фотосессии Наталка подписала следующий контракт и стала лицом каталога косметического бренда. Ее карьера модели стартовала уже без оглядки на телешоу. 

Наталка Петрик

Плащ, Atelier Andre Tan; серьга, Misho

Она выделялась среди других участниц проекта. На отборочном туре представилась дочерью мэра, вела себя уверенно — было заметно, что 23-летняя студентка юрфака Львовского университета, говорящая на семи языках, знает себе цену. Таких берут на ТВ, чтобы двигать сюжет, подогревать конфликт и создавать поводы для обсуждений, но она не была однозначной претенденткой на победу. Телевидение любит драму, и по этим законам логично было бы увидеть корону победительницы на девушке непростой судьбы — Золушке, получившей шанс вырваться из беспробудных трущоб. А Наталку с ее образом «крихітки» из благополучной семьи конкурентки обвиняли в том, что она пришла на проект «просто развлечься». Как Петрик смогла сломать стандартный сценарий? 

Появление проекта «Модель XL» стало возможно на волне бодипозитива, когда мы заговорили о том, что здоровый и красивый человек не обязан помещаться в рамки 90-60-90, и в модельном бизнесе есть место пышным формам. Хотя у моделей плюс сайз есть свои стандарты, идея шоу не столько в соответствии им, сколько в утверждении, что модель — это серьезная профессия, она (или он) умеет побеждать свои страхи, бросать себе вызовы и хочет развиваться. А профессиональная модель плюс сайз уверена в себе и своей красоте настолько, что и у других не остается сомнений на этот счет. 

Уверенность Наталки производила впечатление, но что-то не вязалось в этом образе. Ее лейтмотивом к победе, судя по фрагменту интервью, который показывали почти в каждом выпуске «Модели XL», было «не розчарувати тата». Юрий Петрик — мэр маленького городка Добромыль на границе с Польшей. Но мэром он стал несколько лет назад. Практически все детство Наталки прошло без родителей: они были в Италии на заработках, девочку воспитывала бабушка. В Украину мама с отцом вернулись, когда Наталка была уже подростком и, по ее словам, к тому моменту у них было мало что общего. «Вони ніби собі галочки ставили, а не питали, що мені подобається», — Наталка рассказывает, как хотела поступать в Католический университет на философию и богословие, но папа поставил условие, часто звучавшее в постсоветских семьях, затронутых катаклизмами 90-х: юридический или экономический. Математику она не любила, хотя училась в Малой академии наук и в 11-м классе получила первое место в Украине за научную новизну формулы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности. «Бабця була вчителькою радянської закалки, в мене було перенасичення математикою. Тому юрфак».

Во Львове ее привычный мир рухнул — и началась другая жизнь. Общежитие стало для домашней девочки шоком: «В Добромилі я багато спілкувалася з монахами, нікуди не ходила гуляти. Першого ж вечора у гуртожитку заходжу у сусідню кімнату, а там сексом займаються. Я забігла до себе і розридалася». Но адаптация была недолгой. Так бывает с детьми, не успевшими на бунт переходного возраста:

«Якщо ти спочатку скромна-скромна, а потім бачиш, скільки можна, і ніхто не узнає... Тато казав мені не зв’язуватися з поганими компаніями, тому я їх очолила».

Так начался поиск себя. По словам Наталки, в школе у нее не было амбиций, все, чего ей хотелось, — быть нормальной, не выделяться. Было ли это связано с внешностью? Она находит в телефоне фото девочки-подростка с неловкой улыбкой и волосами, густо накрученными «на бумажки»: «Нормально в одинадцятому класі так виглядати? Я була дуже негарна». — «Але ж це питання не зовнішності, а впевненості в собі?» — «Зараз я впевнена, що це так. Але тоді...» В конце первого курса она зашла на работу к младшему брату отца, и тот обратил внимание Наталки на одну из своих сотрудниц — «Рази в чотири більша за мене. Але вона сяяла, навколо неї хлопи штабелями та і всі решта... І в мене щось клацнуло в голові. Бо в гуртожитку, незважаючи на те що я влилася в колектив, перший рік лягала спати з макіяжем, бо раптом хтось зайде, а я негарна. Ходила в платтячках, на каблах.

Це потім зрозуміла: набагато крутіше в кедах і футболці будь-де впасти у траву і дивитися на небо, а не думати, як виглядаєш у цей момент.

Наталка Петрик

Платье, Atelier Andre Tan; серьги, Misho

В стремлении быть, а не казаться, помогла и новая любовь — путешествия автостопом. Однажды, разговорившись с незнакомцем в маршрутке, уже спустя час она ехала с ним на перекладных в Дублин. «Автостоп — це круто, ти не обмежений нічим, їдеш куди хочеш. З місцевими спілкуєшся, отримуєш нові емоції. А ще мені подобається, що сьогодні хочеш — виглядаєш розумною, завтра — легковажною. Немає прив’язування до якоїсь соціальної маски». Свой положительный опыт с автостопом Наталка объясняет формулой: «Вселенная к тебе добра, пока ты добр к ней». И это заблуждение человека, которому посчастливилось не столкнуться на своей дороге с чем-то действительно плохим, помогло ей поверить: мир открыт для любых экспериментов. То есть вообще для любых.

Следующей авантюрой стало участие в кулинарном телешоу. «В гуртожитку всі приколювалися, коли я їла пельмені зі згущенкою або тунець із зефіром, ну і заповнили замість мене анкету. Я навіть не знала, і тут дзвонять: у Львові кастинг, готуйте страву і приходьте». Ни на что всерьез не рассчитывая, она сделала себе яркий макияж и купила готовое блюдо в «Пузатой хате». «Прийшла і розказала про себе, про автостоп та інші безбашенні речі. А потім мені подзвонили: «Крихітко, ви в сотні». Она стала самой младшей участницей проекта, четырнадцать раз оказывалась под угрозой вылета и проходила дальше (мировой рекорд для международного формата). Тогда Наталка и вывела правило: любые испытания делают тебя лучше. И еще одно: зачем стоять в стороне и смотреть, как что-то происходит, если можешь в этом участвовать? После кулинарного шоу она не оставила увлечения кухней и написала в ресторан с мишленовской звездой в Испании — попросилась на стажировку. Ей ответили.

«Ми пахали по сімнадцять годин в день, виходили з роботи — і я вже не могла дочекатися завтра, щоби знову вийти на кухню. Для мене суть стажування не в тому, щоб засвоїти нові техніки чи рецепти, а щоб отримати дозу натхнення, в собі перетравити та створити щось своє».

Кухня — по-прежнему ее любовь, она постоянно экспериментирует, заставляя еду то летать (реальная история, над которой ломали головы специалисты кафедр физики и химии Львовского университета), то светиться, она патентует свои открытия и, собираясь в путешествие, планирует не осмотр памятников, а работу на кухнях звездных ресторанов. «Мені дуже подобається професія кухаря, — признается Петрик. — Але до неї треба буде повернутися трохи пізніше, коли я стану спокійнішою, врівноваженішою».

Наталка Петрик

Платье, Atelier Andre Tan; серьги, Misho

Зачем она пришла на кастинг «Модели XL»? Все по той же причине — чтобы лучше узнать себя. Ей интересно испытывать свои возможности. Наталка — представительница поколения Z, которое не хочет зависеть от чужих ожиданий и оценок. У нее в голове нет стереотипной картинки раз и навсегда выбранной дороги, нет якорей-привязок к одной профессии, нет необходимости представляться: «я — юрист» или «я — модель». Она знает, что может быть кем угодно, кем захочет. И желание не разочаровать родителей — это попытка доказать им свое право на счастье. Во время кулинарного проекта Наталка поссорилась с отцом, который отказывался всерьез воспринимать ее увлечение гастрономией.

«Тато гадає, що буде щасливий, якщо я буду юристом. Але насправді щасливим він буде, якщо я буду щасливою», — уверена она.

Многие люди, боясь не оправдать родительских ожиданий, так и живут в чужой матрице. Наталку это не устраивает. Человеку, который пришел к такому осознанному решению в двадцать лет самостоятельно, а не в сорок на кушетке психоаналитика, это должно дать неплохую фору по жизни. 

Не бояться своих желаний она учит и родителей. Это Наталка подтолкнула отца пробовать свои силы в городском управлении. «Він найкласніший чоловік у моєму житті — такий дуже правильний. Перед останніми виборами я від когось почула: ото було б діло, якби твій тато став мером. Я загорілася і його настроїла, він сам від себе не очікував! Але врешті погодився: ок, ідемо на вибори, тільки мамі не кажемо. Він виграв і за два роки зробив для міста більше, ніж хтось робив за останні двадцять. Я йому кажу: «Дивись, в тебе ветеринарна освіта, але тобі приносить задоволення щось інше. І тільки зараз його, здається, попускає по відношенню до мене». 

Наталка говорит, что к концу «Модели XL» она изменилась во всем, в том числе и в отношении с другими участницами. Проект помог ей ощутить ответственность перед теми, кто ее поддерживает, включая 65 тысяч подписчиков в инстаграме. «Раніше я не працювала з аудиторією, а зараз думаю, як цим правильно зайнятися. Але щоб бути корисною, треба нести щось цінне і постійно створювати його в собі». Похоже, это и есть ее цель на ближайшее время. «Коли я згадую себе малою, то розумію, що дуже класно, коли є людина, яка може стати прикладом. Я би хотіла тим дівчаткам, які на мене підписані, прищепити інше ставлення до себе, інші варіанти розвитку подій, — подтверждает Наталка. — Це круто — допомагати комусь. Це важливіше, ніж задоволення власного его, бажання зробити ще три обкладинки до кінця року чи щось таке».

Эта история не о Золушке, ставшей принцессой. История Наталки о том, что в мире любых стандартов ты можешь сама управлять своей судьбой. И прежде чем я выключу диктофон, она скажет:

«Коли я поступала в універ, чи я могла собі уявити такий розвиток подій? Ти завжди можеш створити себе такою, якою хочеш. Немає обмежень. Чому хтось зміг, а ти не зможеш? Хто тобі таке сказав?» 

фото Денис Маноха
стиль Наталья Осадчая
ассистенты фотографа Денис Самоткал, Анна Горкун
прическа Henry Olivier/B-agency (Paris)
макияж Анна Калитяк 
продюсер Татьяна Пинская

Редакция благодарит парижский универмаг Printemps за помощь в организации съемки.


Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали