Истории успешных украинок: 10 вопросов Марине Щербенко

В совместном проекте elle.ua и Jaguar мы рассказываем истории успеха наших соотечественниц, которые вдохновляют. Сегодняшняя героиня Марина Щербенко рассказала о том, как образование MBA помагает ей в работе арт-куратора

О ТОМ, ЧТО ПРИВЕЛО ЕЕ В ИСКУССТВО

Я — визуал, получаю наиболее сильные впечатления через зрительные образы. Понимание этого не возникло в один момент, а складывалось по мере взросления интуитивно. Когда я вспоминаю себя в детстве, картинки, возникающие перед глазами, словно сны из того времени. Эмоционально и содержательно насыщенные цвета, впечатление от которых навсегда останутся частью меня. Чистый колышущийся зеленый — это зрительно-тактильное ощущение травы под ногами во время летнего дождя во дворе родительского дома. Сложный белый – впечатление от вида простыней, которые сушились на улице и были похожи на паруса, их запах, звук... Образ мамы, которую отец привез из роддома с моей крошечной сестренкой на руках, остался в моей памяти небесно-голубым. Цветовое ощущение сопровождалось пониманием, что она изменилась, стала другой. Все эти чувства остаются со мной и сегодня, продолжают быть моим ценным багажом. Папа всегда что-то мастерил, делал мебель, вырезал из дерева, склеивал между собой детали в разные вычурные вазы, настольные лампы, шкатулки: привносил творческий элемент даже в самую рутинную работу. Иногда я наблюдала за ним и, наверное, впитала такой подход к труду. Повзрослев, я пошла учиться в художественную школу, пять лет традиционного образования в «художке» мне не были в тягость, я спешила на эти уроки.

 

О ПЕРВЫХ КУРАТОРСКИХ ПРОЕКТАХ

Все началось не с амбиций, а с правильных встреч. У меня был «тихий» период в жизни: я продала свой бизнес, родила младшую дочь и ощущала потребность больших перемен. С четким пониманием того, что нужно вернуться в ту точку, где прервалось чувство самодостаточности и началась измена себе, я вернулась к мольберту. 

Поиски привели меня в студию к Алексею Малых, не только хорошему художнику, но и педагогу от природы, на занятия живописью. Можно сказать, что он меня ввел в мир современного украинского искусства, с ним я начала ходить на выставки, покупать первые работы в нашу семейную коллекцию. Он же познакомил меня с Александром Животковым, одним из участников группы «Живописный заповедник», чью выставку «Из частных коллекций» мы открыли 8 февраля 2008 года в Международном центре «Украинский дом», это был первый проект «Боттега-галереи». 

Параллельно я работала над подготовкой к открытию нового пространства на Михайловской улице, где первой была запланирована выставка художников, в свое время входящих в группу «Живописный заповедник»: Тиберия Сильваши, Марко Гейко, Николая Кривенко, Анатолия Криволапа и Александра Животкова. В 2008 году этой группе исполнилось бы 15 лет, но живописцы тогда уже не работали вместе, оставаясь в хороших отношениях и регулярно встречаясь, как правило, в мастерской Тиберия Сильваши. На одной из таких встреч посчастливилось оказаться и нам с мужем, где мы договорись с художниками сделать их совместный проект к открытию «Боттега-галереи». Первое время я много работала с представителями этой группы, они стали моим маяком в сложной и насыщенной среде современного украинского искусства. Конечно, я благодарна им за доверие, поддержку и первый опыт. 

 

О ЗАДАЧАХ «ЩЕРБЕНКО АРТ-ЦЕНТРА»

В 2012 году мы основали «Щербенко арт-центр». Я говорю «мы», так как мне повезло работать с сильной и сплоченной командой, своими сотрудниками я очень дорожу. С момента запуска ЩАЦ большой поддержкой для меня была работа координатора проектов Марии Вергелес (она родила сына и сейчас в декретном отпуске), затем к нам пришли Евгения Буцикина и Ольга Кучерук (сейчас учится в Берлине в Freie Universität на искусствоведческом), еще позже Сергей Войток (сейчас в галерее «Арт 14») и Татьяна Середюк, совсем недавно в команде Валерия Непейна и Анна Смирнова. Основа нашей деятельности – качественный менеджмент, направленный на популяризацию творчества художника в локальной культурной среде и интегрирование его бренда в международное пространство. К механизмам, с которыми мы работаем, относится координирование выставок, издание каталогов и книг, кураторская работа, рекомендации для участия в разного рода проектах, как персональных, так и групповых, знаковых для профессиональной среды. 

Мы часто используем возможности сотрудничества и воплощаем нестандартные идеи, где задействуем другие виды искусства: литературу, театр, музыку, архитектуру, дизайн, моду. Стараемся охватить максимально широкую аудиторию от мала до велика, ведь искусство повышает интеллектуальный уровень и обостряет восприятие, а главное – развивает воображение. Если человек заинтересовался современным искусством и, более того, увлекся им, он по-другому начинает жить и работать, меняет способ видения бизнеса, социальных программ, благотворительности.

О ПРОБЛЕМАТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Современное искусство не может быть «красивым». Contemporary art  работает со смыслами, это тип протестного, радикального искусства, которое затрагивает злободневные вопросы. Но не стоит его избегать, опасаясь «нарваться на негатив». Важно попытаться вникнуть в тему, с которой работает куратор, формирующий выставку и соответственно ей подбирающий работы тех или иных художников. Но важно отметить, что современное искусство не акцентирует внимание исключительно на критике социально-политической реальности. Сейчас в мире наблюдается тенденция возвращения к визуальной эстетике, это связано с активной работой крупных форм, таких как биеннале, музеи, институты. В желании привлечь большее количество людей на свои проекты незаметно происходит смещение кураторский и художественных целей в сторону необходимости показать образ, который задержит на себе внимание на определенное время. Это может быть фотография, видео или объект, желательно интерактивный. Я вижу в этом проблему, так как концептуальная составляющая уходит на второй план, замещенная декоративностью, а также явной коммерческой ориентированностью. Восприятие, принятие и оценку современного искусства формируют практика и опыт. В Украине, как и во всем мире, акцент в арт-среде сделан не только на образование, он и на самообразование. Опыт дает умение отфильтровывать шумы и мусор. А мусора в современном искусстве много.

 

О ПРОБЛЕМАТИКЕ АРТ-РЫНКА В УКРАИНЕ

У нас любят побрюзжать: «Рынка здесь нет». Он есть, просто это рынок страны третьего мира. Как бы мы ни старались систематизировать процессы (работу с договорами, перенесение сотрудничества с художниками и коллекционерами в правовую зону), на нашем пути все время возникают естественные для этого состояния рынка преграды. И чем хуже экономика, тем сложнее привести все в порядок, так как галерист не обеспечивает художнику стабильные продажи его работ. Но уходя от систематизации отношений между художниками и галеристами, мы сталкиваемся с еще большими проблемами. Одна из них — нестабильная цена на произведения искусства. Когда художник работает с несколькими галеристами, дилерами, аукционными домами и еще и сам продает свои работы в мастерской, отсутствует контроль ценообразования. Покупатель или коллекционер не получает двух основных качеств, необходимых произведению искусства: первое – это инвестиция, второе – статус. Произведение искусства с «непонятной» ценой не дает возможности инвестирования, так как не происходит стабильного роста цены на работу. Постоянный демпинг цен снижает статус бренда художника. Мы (все участники рынка) работаем в заколдованном кругу, где проще сказать «У нас рынка нет...», чем работать над формированием правовых, а не «дружеских» взаимоотношений.

ОБ УКРАИНСКОМ ИСКУССТВЕ ЗА РУБЕЖОМ

Я продолжаю наблюдать и по мере своих сил участвовать в процессе интеграции украинского искусства в международный контекст. Брендом художника, его творчеством должны интересоваться в первую очередь галеристы, кураторы, искусствоведы. Украинские арт-менеджеры знакомятся, поддерживают общение, налаживают связи с иностранными коллегами, чтобы в дальнейшем организовать совместные проекты, которые позволят представить самых ярких и интересных украинских художников наравне с авторами из других стран.

Но бесконечных усилий отдельных личностей и организаций недостаточно. Прежде всего украинское государство должно полюбить, понять и оценить украинское искусство. Лишь тогда наш художник займет достойное место на международной арене. Все как в поговорке: «Полюби сам себя, и другие тоже тебя полюбят». Сейчас остро стоит вопрос о лоббировании интересов современной культуры и искусства в структурах власти, которые могут изменить существующую законсервированную, анахроничную систему. Положение осложняется тем, что украинская арт-среда очень разрозненная, агенты местного культурного поля не могут настроить конструктивный диалог и эффективную коммуникацию, продолжая тянуть одеяло на себя. 

Безусловно, нельзя не отметить то, как многие художники ищут пути выхода за границы украинского арт-мира, самостоятельно или при поддержке институции. Но все же пока этот процесс не приобрел системного характера и напоминает принцип «спасение утопающего – дело рук самого утопающего». Остается лишь продолжать работать и пробивать стены на пути продвижения украинского современного искусства в мире — как на государственном уровне, так и в рамках частных инициатив.

 

О ПРОЕКТАХ «ЩЕРБЕНКО АРТ-ЦЕНТРА»

Я никогда не стремлюсь четко обозначить и тем самым ограничить формат проектов, которые мы представляем в «Щербенко арт-центре», помимо того что мы всегда работаем только с современным, актуальным искусством. Я готова сотрудничать с молодыми, начинающими художниками и с мэтрами, с украинскими авторами и иностранными, мы выставляем персональные, групповые и кураторские проекты, взаимодействуем с нашим пулом художников, но всегда идем навстречу культурным организациям, близким по духу, и расширяем свои границы… 

Поэтому на сегодня я просто могу кратко сказать о проектах, которые будут выставлены в ЩАЦ в ближайшие полгода – о каждом из них я могу говорить очень долго и предвкушаю новые форматы преображения пространства арт-центра. Совсем скоро, 4 апреля, откроется новая выставка Виктора Сидоренко «Деперсонализация», на которой будут представлены скульптуры и серия картин (стилизованных под плазменные телевизоры) с легко узнаваемыми локациями Лондона и Берлина, Парижа и Венеции, Афин и Киева. А вместо привычной толпы туристов, заполняющих эти места, можно будет узнать постсоветского «человека в кальсонах» — героя всех проектов Виктора Сидоренко, начиная с середины 1990-х годов. 

После этого, в мае, мы представим международный фотопроект «Жизнь в депортации и переселении. Корё-сарам («кореец») и самосёлы в Украине. Заброшенные места» Сонгте Джонг из Южной Кореи и группы Krolikowski Art из Украины. Выставка расскажет о жизни депортированных и переселенцев из обеих стран: корё-сарам («корейцы»), которые были вынуждены покинуть свою родину и жить в Украине, и украинских переселенцев в Чернобыльской зоне (самосёлов), которые вернулись на свою малую родину спустя длительное время после выселения в 1986 году. Перед тем как приехать в Киев, проект покажут в Сеуле, а потом и в Днепропетровске, ведь он приурочен к 25-летию установления дипломатических отношений между Республикой Корея и Украиной и посвящен укреплению культурного диалога между нашими странами. Затем будет экспонирован проект Оксаны Левченя-Константиновской Find your tribe and love them hard – серия фотопортретов, на которых сама художница загримирована под разные африканские племена. Это своеобразное переосмысление творческого метода Синди Шерман с акцентом на проблему идентификации современного человека. 

И также я очень жду выставку «Видео» Даниила Галкина, на которой будут показаны ключевые видеоработы художника с 2006-го по 2016 год. Именно в видео представлен отдельный целостный аспект его творчества, выраженного на метауровне как последовательная документация экспериментирования с методиками и техниками выстраивания собственного художественного стиля... Я наблюдала за становлением Даниила как художника, и теперь мне особо приятно представить в ЩАЦ выставку, в которой он сам попытается осмыслить собственный путь, отображенный в работах определенного жанра. Как можно убедиться, проекты очень разные, но в каждом художник обращается к теме, которая волнует и затрагивает важные, актуальные вопросы и настроения.  

 

О ПЛОЩАДКАХ ДЛЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА

Существует ряд факторов, которые не позволяют нам полноценно работать и развиваться. Основные — это уровень экономики страны, в которой идет война, что практически уничтожает инвестирование как локальное, так и международное в индустрию украинской культурной среды в целом и отсутствие институциональной инфраструктуры. За 25 лет мы, возможно, и сможем собрать десятку галерей современного украинского искусства, которые более или менее профессионально и стабильно сотрудничают с художниками, занимаются их продвижением, выставками — это своеобразные гибриды, которые кроме коммерческой галерейной деятельности занимаются кураторской, просветительской, исследовательской работой. Одним из явных пробелов является отсутствие в Украине музея современного искусства. Национальный художественный музей и «Мыстецкий арсенал» частично замещают функцию независимого эксперта, предоставляя свои залы для выставок contemporary art.  Музей Тараса Шевченко, где пройдет наша выставка молодых художников МУХi, – довольно сложное пространство: постсоветский музей с просторными залами, со скрипящим паркетом, хрустальными люстрами и так далее, но в то же время это прекрасная локация в центре города с современной пристройкой, широким входом, работающим гардеробом и светлым большим атриумом. Я приветствую инициативы, которые определили для себя «Изоляция» и Port Creative Hub, — размещение своих пространств в индустриальной, промышленной зоне. Их можно прекрасно адаптировать, делать максимально функциональными. А также это путь к развитию заброшенных и забытых мест в городе.

О ФОРМИРОВАНИИ ТРЕНДОВ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ

Критерии оценки работ размыты, но ежегодно составляются рейтинги. Кто-то отталкивается от своих предпочтений, кто-то от цифр продаж, в том числе на таких аукционах, как Phillips, – это своеобразный механизм спекуляций и манипуляций на арт-рынке. Но, несмотря на тотальную капитализацию, искусство продолжает нести свою главную цель — отражение нас и мира вокруг. 

Так, тенденции в современном искусстве соответствуют общим умонастроениям и направлениям развития культуры, науки и цивилизации. Главной задачей художников сегодня является рефлексия на актуальные проблемы общества в глобальном и локальном масштабах. Исходя из этого, стоит выделить такие основополагающие и распространенные тренды, как работа с телом и телесностью, их вариативными проявлениями; изучение пределов того, что можно считать человеческим, а что относится к искусству; постепенное освобождение из объятий постмодернистской критики и попытки найти новые, позитивные основания для диалога и идентификации; поиск и реабилитация искренности и подлинности; обращение к экологической проблематике; продолжение экспериментов в жанрах ресайклинга и апсайклинга (что постепенно уходит в сферу моды и дизайна). По-прежнему отдельное место занимает ниша социально-критического искусства, основательно вписанного в политический дискурс. Тут можно акцентировать внимание на экономическом, социальном, гендерном неравенстве, вопросах о правах ЛГБТ… Современное искусство охвачено гибридизацией: мы наблюдаем все новые и новые сочетания улицы и галереи, публичного и приватного, арта и дизайна, моды, рекламы, политики, визуальных коммуникаций. Порой даже профессионалам сложно провести четкие грани, а возможно, уже и нет в этом особой надобности. И безусловно, продолжает развиваться медиаарт, переходя в стадию пост-медиа, изучая сам себя и новые возможности совместного творчества человека и машины, человека и тысячеликого пространства Интернета.

 

О КОНКУРСЕ МОЛОДЫХ ХУДОЖНИКОВ МУХІ

ЩАЦ является экспериментальной платформой для «молодого» искусства. С 2009 года мы работаем с проектом-конкурсом МУХі (аббревиатура от «Молодых украинских художников»), который направлен на системную работу с украинскими художниками до 35 лет. 2017 год — конкурсный: мы соберем заявки с проектами художников, международная экспертная комиссия выберет из них 10 финалистов, которые подготовят свои проекты для участия в конкурсе. Выставка МУХі-2017 состоится в Музее Тараса Шевченко с 6 по 26 ноября. В этом году в экспертную комиссии вошли такие выдающиеся деятели современного искусства, как Гуннар Кваран, директор Музея современного искусства Аструп-Фернли в Осло (Норвегия), Марек Покорный — арт-критик, куратор, директор галереи PLATO в Остраве (Чехия), Татьяна Тумасьян — куратор, галерист, директор Харьковской муниципальной галереи, основатель и координатор фестиваля молодежных проектов Non Stop Media, Оксана Баршинова — куратор, искусствовед, старший научный сотрудник Национального художественного музея Украины, Ежи Онух — художник, куратор, политолог, партнер в ONUCH & ОНУХ Сonsulting, Торонто — Манчестер — Варшава — Киев. 

В ноябре эксперты выберут победителя, который кроме премии получит возможность подготовить и выставить свой персональный проект в ЩАЦ в следующем 2018 году, а также примет участие в чешской резиденции Futura art center (Чехия), один из партнеров конкурса — Чешский центр в Украине — также дарит победителю возможность обучения чешскому языку на их курсах в течение трех месяцев для подготовки к поездке и в дальнейшем более легкой адаптации в Праге в резиденции.

Мы продолжаем работать с художниками МУХі и после сотрудничества в рамках проекта, нам важен профессиональный рост уровня живописцев, их работ, интегрированность в культурное пространство.

 

 

Фото: Артем Надежин, Mak-up&Hair: Татьяна Овдиенко

Автомобиль Jaguar F-Pace получил премию в женской версии Car of the Year

 

Реклама

Популярні матеріали

Шукайте свіжий випуск ELLE Decoration


10 трендових манікюрів для коротких нігтів на весну 2024 року...


Стилістка Марина Мартинів запустила платформу FÉMATCH для пошуку...


Читайте також
Популярні матеріали